Народ хочет разобраться!

Отклик на статью «Приборы учета - если не хотите, будем заставлять!». «НГ» № 3 (355) от 15.01.09

Почему «такса» за тепло в нашей северной столице почти в два раза ниже, чем в Костанае, хотя климатические условия примерно равные? Сейчас вот ГКП «КТЭК», безусловно, опираясь на закон, активно пропагандирует установку общедомовых счетчиков тепла. А это колоссальные расходы для населения, да и для предприятий малого и среднего бизнеса тоже. Что это вообще такое - общедомовой счетчик тепловой энергии? Предназначен ли он для жилого многоквартирного сектора или употребим лишь на обособленных промышленных и подобных им объектах или домовладениях, где есть один собственник, обеспечены его сохранность и надлежащее обслуживание?

Во-первых, стоимость этого достаточно сложного аппарата, требующего специального обслуживания, а не сантехника дядю Ваню с похмелья - более 300 000 тенге! Кто это может себе позволить? Где взять человека, которому можно было бы доверить присматривать за ним? Ладно, достаточно крупное и доходное предприятие или несколько сотен собственников многоэтажного, многоподъездного дома. А как быть жильцам разваливающихся двухэтажек на восемь квартир времен целины? Да здесь сам счетчик стоит дороже, чем этот полувековой домишко, качающийся от ветра!

Далее. Тепловая компания заключает договор на отопление не с домом вообще, а с каждым из собственников квартир персонально. И с каждого собирает плату персонально. Граждане, собственники квартир - не крепостные и не повязаны круговой порукой. Да, согласно Закону РК О жилищных отношениях» собственники помещений обязаны нести сообща расходы на содержание общедомовой собственности, но это вовсе не значит, что если мой сосед не платит за что-то, то я это обязан сделать за него. С кем тогда вести разговоры об установке и эксплуатации общедомового счетчика? С ПКСК-КСП? Но это хотя и юридические лица, но лишь общественные организации, которые наняты собственниками для обслуживания, а не для самостоятельных или самоуправных, а тем более противоречащих интересам собственников действий. Тем более что есть законный порядок функционирования кондоминиума как самостоятельной единицы в этих вопросах.

А кто и как будет охранять этот дорогостоящий счетчик? Давно ли у нас электросчетчики целыми подъездами крали, а здесь - 300 000 тенге в общем подвале к трубе прикрученные стоят, на двух гайках прихваченные. Бери - не хочу! А вышел счетчик из строя? Ремонт, естественно, за счет жильцов, ведь они же собственники. А если сломался окончательно, это еще треть миллиона вынуть из кармана? А если в домах вся система теплоснабжения и ГВС, включая элеваторный узел, прогнили от старости и на эту рухлядь вообще ничего ставить нельзя? А если на то, чтобы капитально отремонтировать все это тепловое общедомовое хозяйство, надо и время, и не триста тысяч, а тройку миллионов? Так что, мы все живем и работаем, только исходя из интересов тепловой компании? У нас что, других забот нет?

Вот отсюда и всего 6% установки счетчиков тепла. В общем, как говаривал Бывалый в комедии Гайдая «Операция «Ы»...»: «Народ хочет разобраться, что к чему!»

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, Костанай