Кого и почему мы выбираем?

Юрий БОНДАРЕНКО

Завершившийся к концу минувшего года проект «Имя Россия» породил немало дискуссий. Но хотелось бы вместе с читателем поразмышлять о том, что, как мне кажется, осталось в тени, и при этом может иметь самое прямое отношение не только к России, но и к Казахстану. Это вопрос о том, кого же и что мы выбираем, оцениваем, хулим, либо, напротив, возносим?

Взять того же Александра Невского, который стал флагманом этого увлекательного шоу. Можно сколько угодно спорить о его реальной роли в истории России. Но на деле-то народ выбирал не историческую личность, а образ. Да иначе и быть не может: личности давних эпох для нас туманны, образы же могут быть куда более живыми, чем образы современников. Не будь фильмов, не будь упоминаний-клише о не таких уж и масштабных битвах на Неве и Чудском озере, кто бы из нынешних масс выделил Невского из подвижного калейдоскопа древнерусских князей? Из-за художественной колоритности вспомнили и сыноубийцу Грозного, тогда как подлинно великий, хотя и не сладкий для недругов государь Иван Третий так и остался на задворках массовой исторической памяти. Ну что поделаешь? Нет пока о нем эпохального фильма, а известную некогда тяжеловесную трилогию сегодня мало кто вспомнит.

Вот и выходит, что западающую в память народа историю творят не президенты, князья, ханы и министры, а писатели, режиссеры, поэты. Не будь Гоголя, Толстого и Шолохова, образы казаков вряд ли стали бы явлением мировой культуры, а значит и истории, вырисовывающейся в глазах миллионов. Не будь того, кого мы именуем Гомером, кто бы вспоминал сегодня осаду какой-то Трои - одного из сотен сожженных врагами городов, а вместе с нею Ахилла, Гектора и Одиссея? Не случайно же спартанцы, идя на войну, приносили жертву божеству, которое даровало бы поэтам силы достойно воспеть их деяния. Ибо деяния, ускользнувшие от глаз поэта и летописца, испаряются из памяти народов, как утренняя роса.

С другой стороны, какие-нибудь исторические мелочи, а то и просто фантомы вроде ковбойских разборок или банд Нью-Йорка, впечатываются в память миллионов великим иллюзионистом кинематографом и его подручным телеэкраном, сегодня все больше и больше выходящим на первый план. Хотя, по сути, ковбои рядом с казаками и древнетюркскими воинами - это шпана в коротких штанишках. Но у нас нет своего, самобытного собрата Голливуда. Нет пока сегодняшнего Гоголя, Толстого и Шолохова. Зато есть ЕНТизация образования. То есть подмена дышащих жизнью, полнокровных образов Истории и Культуры наших народов высушенными до бесчувствия гербариями имен, дат, наименований событий. И мы, слепнущие от «инноваций», так и не в силах понять, что без образов Истории, без их вдыхания с раннего детства нет и не может быть ни чувства Родины, ни ощущения своей причастности к единому целому, величаемому человечеством. А есть лишь псевдоинтеллектуальная жвачка, имитирующая процесс питания. Своего рода информационный фаст-фуд, очень небезопасный в нашем далеко не одномерном мире.