«С приходом Казахстана ОБСЕ ждут изменения»

«Если есть убеждения, их нужно отстаивать!»

Диана ОКРЕМОВА, ng@ng.kz

Глава Центра ОБСЕ в Казахстане Александр Кельчевский специально для читателей «НГ» - о Казахстане, организации и себе

Он называет себя французским дипломатом. Он отлично говорит по-русски, разбирается в истории Казахстана и с удовольствием посещает национальный театр. Находясь в Астане уже более полугода, он чувствует себя здесь вполне комфортно и собирается посвятить Казахстану не один год жизни.

По взаимному интересу

- Александр Никитич, первый вопрос в преддверии великого и загадочного для Казахстана события - председательства в ОБСЕ в 2010 г. Организация Безопасности и Сотрудничества в Европе для нашей страны, как женщина для мужчины - привлекательная, но не до конца понятная. Сегодня много говорят об имидже, экономическом росте, месте на международной арене, но все-таки вопрос остается - зачем ОБСЕ Казахстан и зачем Казахстану ОБСЕ?

- Таким образом этот вопрос никогда не ставился. Когда ОБСЕ стала организацией по безопасности (а раньше это была просто конференция), все участники были ее полноправными членами, имея равные голоса. Как вы знаете, после того как пала берлинская стена, страны, входившие в советский блок, получили независимость. И все они вошли в ОБСЕ на равных началах. Это, может быть, единственная организация, в которой не присваивается статус. Конечно, регламент существует, но в отличие от Евросюза или Совета Европы, где строго прописаны условия вступления, войти в ОБСЕ достаточно просто. И это одно из важных преимуществ. Ведь даже если бы ОБСЕ не имела влияния, не оказывала помощь, сам факт, что можно собраться за круглым столом,  рассказать о проблемах, чрезвычайно важен. И отношения ОБСЕ с Казахстаном - это проявление взаимного интереса. Раз вы являетесь членом организации, значит, вы не должны быть пассивными.

Долгое время считалось, что председательствовать в ОБСЕ должны страны Западной Европы, и что страны, которые недавно приступили к демократическим реформам, не имеют доступа к главному столу, должны оставаться в стороне. Но постепенно созрела мысль, что эти государства совершили определенный путь к реформам, поэтому «заслуживают» такое ответственное место и смогут привнести свой вклад в проводимую ОБСЕ политику.

- Как вы оцениваете уровень готовности Казахстана занять пост председателя ОБСЕ?

- Уровень невозможно измерить, это ведь не математические параметры. В свое время Совет Европы столкнулся с подобной задачей - определить жесткие условия, целый ряд критериев, которым каждая страна должна отвечать. Вопрос был такой: или не менять условия и ждать по 20-30 лет, пока развивающиеся страны дотянут до определенной планки, или принять государства сразу. Но при условии, что они возьмут на себя различные обязательства, которые должны выполнить в определенный срок. Выбрали второй вариант.

А поскольку в ОБСЕ все вопросы решаются консенсусом, подход должен быть другим. То есть нет условий или предпосылок. Здесь сошлось общее мнение о том, что кандидатура Казахстана вписывается в процесс развития ОБСЕ. Я нарочно говорю о развитии, поскольку мы исходим из того, что главное - это динамика. До председательства, в процессе и после него. Конечно, во мнениях есть расхождение. Вы знаете, что не все государства сразу согласились с кандидатурой вашей страны. Но можно думать, что  с приходом Казахстана в ОБСЕ произойдут изменения.

- Что конкретно может измениться?

- Это богатый вопрос - какой будет ОБСЕ в 2011 году. С одной стороны, есть постоянные тенденции. Есть Секретариат ОБСЕ, который решает ежедневные проблемы; и независимо от того, кто возглавляет организацию, очень помогает председательствующей стране, гарантирует определенную постоянность действий. С другой стороны,  впервые будет председательствовать страна из бывшего советского блока, можно прогнозировать новшества, но какие именно - не рискну говорить.

- Многие разделяют мнение, что согласие на председательство Казахстана в ОБСЕ - это своего рода ресурсно-политический компромисс: вы нам нефть, а мы закрываем глаза на отсутствие демократии и разгул коррупции...

- Я исключаю такой узкий подход. Возможно, так считают в деловых кругах, но политики, которые принимали решение, всегда смотрят на перспективу. Я оптимист, и надеюсь, что политики куда более благоразумные, и что нефть и газ - не самое главное. Намного важнее, чтобы в нашем доме было спокойно, чтобы люди меньше страдали, чтобы отношения между государствами были нормальными. Казалось бы, это недостижимо, но смотрите, что произошло в Европе с формированием общеевропейского Союза.  Об этом начали думать уже после Первой мировой войны, а идея воплотилась только в конце Второй мировой.  И это показатель того, что люди, нацеленные на будущее, знают, из каких  исходить соображений и как действовать.

- Вы говорите, как истинный дипломат - очень осторожно и корректно...

- Но это действительно очень сложные моменты, и никто не может сказать - это черное, а это - белое. Мы должны вместе стараться создавать европейский континент, и делать это с умом.

Право на митинг

- Модная тема сегодня - развитие гражданского общества. Что, на ваш взгляд, происходит с этим в Казахстане?

- Когда я приехал, то отметил, что есть диалог между НПО и правительством, интересный, плодотворный. Но надо признать, что это довольно ограниченный круг людей, несмотря на их компетентность. Желательно расширять этот круг, чтобы общество в целом было вовлеченным в процессы, происходящие в стране.

 - Получается, что гражданского общества как такового у нас еще нет?

- Это недавно появившееся явление, и потому ему еще предстоит образоваться. Есть, безусловно, начинания, но предстоит многое развивать. Пока гражданам Казахстана эта тема не слишком интересна, поскольку у них другие первостепенные проблемы - жилье, работа. В отличие от стран Европы, где больше времени и сил уделяется общественной жизни, здесь слабо развито гражданское общество. А это подчас опасно, ведь люди чувствуют, что не могут полностью выразить свое мнение, они не уверены, что изменения произойдут, пессимистично настроены. Но не стоит ждать! Если есть убеждения - надо их отстаивать.

- Митинговать, бастовать?

- Это одно из прав человека. И иногда приходится им пользоваться, чтобы обратить внимание общества или правительства, когда другие методы неэффективны. Но также есть представительные институты, судебная власть, «четвертая» власть, т. е. пресса, которая должна играть роль противовеса.

- В наших условиях, кода государство контролирует масс-медиа, это трудновыполнимо...

- Тогда есть опасность не прислушиваться к тому, что происходит в обществе. Вспомните, как в Советском Союзе до вождя доводили только позитивные результаты - перевыполнение планов, которые вообще не выполнялись. И вождь убеждал себя, что все отлично. Но однажды он проснулся, а страны нет.

- Телеканалы смотрите местные?

- Смотрел сначала...

- И...

- Может, что-то пропустил, но мне показалось, что уровень освещаемости  политических и экономических событий довольно слабый. На мой взгляд, мало разнообразных мнений. Надо ведь освещать не только то, что блестит, а начать с того, что проявить уважение к телезрителям, быть уверенными, что они умные и способны все понять.

О корнях и дипломатии

- Александр Никитич, вы долгое время жили в Санкт-Петербурге, занимая пост генерального консула Франции в России. И хотя у нас с Россией общая история, поскольку мы много лет были единым целым, что, на ваш взгляд, сильно различается в наших двух странах?

 - Первое, что бросается здесь в глаза, помимо истории, традиций и т. п - многодетная страна. Это было и в советское время, и это сказывается на отношениях с людьми. В России люди ведут себя более эгоистично, грубо. А казахи традиционно гостеприимный народ, и эта черта не была испорчена влиянием Советского Союза. В России живут более обособленно, здесь привыкли жить вместе.

Не могу не спросить, откуда такое отличное знание русского языка?

 - Мои родители русского происхождения, хотя мать родилась во Франции. Мои предки эмигрировали во время революции, обосновались во Франции. Детство я провел в учреждениях для эмигрантов, под Парижем. В семье было шестеро детей  Нам высылали какие-то деньги из Америки, мы получали одежду. В общем, жили, как могли. Обучали нас дома, и русский язык был в числе других дисциплин, поскольку родителям было очень важно передать нам культуру. Но потом пришлось по закону записать меня в школу, правда, не совсем обычную. Это был колледж, основанный иезуитами в 1921 году для русских детей эмигрантов. И там передавались язык, культура, традиции, религиозное воспитание.

- Профессию экономиста выбрали сами?

- Да, это было мое решение. Я записался в университет на экономический, и мне было очень интересно. Поскольку условия жизни в детстве были скверные, у меня создалось четкое ощущение, что надо подниматься по социальной лестнице, надо войти во французское общество на определенном уровне, надо использовать все возможности и не останавливаться на достигнутом.

- Как дипломат решает конфликты?

- Я не умею сердиться. Всегда пытаюсь найти другой путь, и не потому что дипломат, а потому что такой подход к жизни.. Выходить из сложных ситуаций надо через разговор. Я уверен, что необходимо уважать своего собеседника. Если говорить кратко, то работа дипломата - это когда на сцене стоят два человека и смотрят в разные стороны, а надо сделать так, чтобы их взгляды совпали. Непросто, но достижимо. И  без ошибок, поскольку мы работаем на перспективу.

Досье

Александр Кельчевский родился и получил образование в Париже. По профессии экономист. Работал в государственном банке Франции. Дипломат. Работал в  посольстве Франции в Москве, в Индии, Югославии и Марокко. В МИДе в Париже воглавлял Управление ОБСЕ и Совета Европы и работал в службе Инспекции министерства. Занимал пост генерального консула Франции в Петербурге.

Владеет французским, русским, английским и сербохорватским языками.

С 2008 года - глава Центра ОБСЕ в Астане.

Женат, имеет троих взрослых детей - 19, 21 и 24 лет.

Фото Дианы ОКРЕМОВОЙ