С верблюдов - на джипы и вертолеты

В дубайских новостройках жилье продают вместе с местами для паркинга и причаливания яхт

Галина КАТКОВА, ng@ng.kz
Фото автора

Особенности «городского» туризма в Объединенных Арабских Эмиратах

12 лет спустя мы вернулись в город, которого не было. Мы видели в середине 90-х один Дубай, а в ноябре 2008-го нас принял совершенно другой. По чистой случайности поселившись в отеле, выстроенном три года назад, на пляж мы ездили в давно знакомый Аль Мамзар парк. На наших старых фотографиях отсюда лишь кусты алоэ и молодые пальмы выстроились по линии горизонта, а теперь там толпятся небоскребы.

«Я вам русским языком сказала...»

На этот раз мы впервые летели через Астану, и впервые - самолетом компании Air Arabia. Удобно, да еще и сэкономили по $200. Кстати, арабы в 4,5-часовом полете не кормят, только водичку дают. Хочешь есть - плати. Обед стоит 7 дирхамов. Платишь долларами, но сдачу дают в нацвалюте. Когда летишь обратно, тамошняя мелочь уже не нужна. Обмена на борту нет, но сдачу можно оставить в конверте с фото печального ребенка. Там есть и строчка для вашей фамилии, чтобы милосердие не было анонимным. Неплохо придумано.

Но до «обратно» еще целая неделя отдыха в экзотической стране. Причем ее дух дал о себе знать прямо на борту. Никогда еще мы не взлетали после молитвы. А на этот раз оторвались от земли аккурат после финального «аллах акбар». Стюардессы плохо владеют русским, но правила поведения на борту одна озвучила все-таки на ломаном нашем. Оказалось, что к ним стоит прислушиваться.

Наш сосед освежился банкой пива. И протянул пустую тару стюардессе, которая собирала стаканчики из-под кофе. Она нахмурилась: «Я же русским языком сказала, что на борту употребление алкоголя запрещено». Акцент у нее был чудовищный, но сути дела это не меняло. У туриста, несмотря на его извинения, забрали посадочный талон, сообщили, что он будет у пилотов, и что дальнейшие разбирательства будут проходить с участием принимающей туристической компании. Мужик с серым лицом маялся до конца полета. Потом та же стюардесса, пожалев несчастного, талон вернула, но предупредила, что у них в стране такими вещами можно реально «испортить себе отпуск».

Что пить, как жить

В Дубае - не совсем «сухой закон». Выпить можно в отельном ресторане, если у него имеется лицензия на продажу спиртного. Есть еще несколько точек в городе. Но, например, хард-рок-кафе - любимое место сбора англичан - недавно такой лицензии лишилось. За нарушения. Однажды в русском ресторане мы поинтересовались насчет водочки. Нам негромко ответили, что найти можно, но бутылка будет стоить 300 дирхамов. Или $82 по банковскому курсу. Сразу захотелось сока. Кстати, его здесь везде подают свежевыжатым. Если хотите «не фреш», предупредите.

Спиртным же туристы обычно запасаются в беспошлинной зоне. Пить можно в номере. Нельзя, но наши пьют на пляже, обернув банку пива полотенцем и рискуя ежесекундно быть пойманным служителем. Поймают - выпрут. Удалить с пляжа могут и за непристойное, в понимании местных, поведение. На наших глазах так поступили со стайкой филиппинцев, которые в воде страстно тискали своих подружек. Еще вне парка, где расположены пляжи, нельзя ходить в купальных костюмах, а мужчинам - с голыми торсами. В обмен на все эти, честно говоря, небольшие ограничения вам предлагают вежливость, всегдашнюю готовность помочь и абсолютную безопасность пребывания. Единственное - если не знаете английского, запаситесь хотя бы элементарным разговорником. В отелях почти всегда есть кто-нибудь русскоговорящий. На улицах, в торговых центрах - нет. Немецкий здесь не ходит. Приходится оперировать «суржиком» из международных выражений.

Амбиции высотой с «Башню Дубая»

Туризм бывает разный. Дубайский я бы назвала городским. Подозреваю, что он вообще такой в ОАЭ, которые уникальными красотами природы похвастать не могут. Да - до сих пор чистое море, да - можно съездить в Фуджейру на берег Индийского океана,  отправиться поближе к горам, можно смотаться на сафари, наконец, осмотреть парки, выпестованные капельным орошением. Но сафари мало чем отличается от египетского, ужины в бедуинских стилизованных поселениях, развлечения в аквалэндах - тоже, а парки - это уже в городах, это уже сделанное руками человека. И, по-моему, то, что создано ими в стране, которой нет еще и 40 лет, - главная изюминка для туриста. Сам Дубай в целом - туристический объект. Недаром он остается самым привлекательным для гостей, хотя Шарджа с ее отелями на береговой линии дешевле, а Абу-Даби - столица и тоже с очень своеобразной архитектурой. Но за неистово развивающимся Дубаем им пока не угнаться.

Одна из издержек этого - автомобильные пробки, в которые можно попасть и в полночь. Они такой плотности, что крутые дубайские отели украшены сегодня блюдцами вертолетных посадочных площадок. Например, 321-метровый «Бурж аль Араб» - самый высокий отель мира. В нем 202 номера, сутки в которых стоят от $1500 до $ 25 000. Комфорт неофициально закрепил за «Арабской башней» звание 7-звездочного отеля, хотя это вне мировой классификации. Но Дубай весь замешан на амбициях. В нем достраивается высочайшее здание мира - 813-метровый (по другим данным 818-метровый) «Бурж Дубай». В этой башне будет и отель, и жилые апартаменты, и офисы. Ее еще не сдали, но, услышав, что где-то в Японии намереваются поднять здание выше, Дубай собрался возводить нечто 2-километровой высоты!  

На лыжах и коньках

На минутку вернемся к пробкам. Учитывайте их, если собираетесь добраться куда-либо на такси. В 7.30 утра проскочить на авто, выгадав час отличного солнца, еще можно. Наш отельный автобус на пляж отчаливал поздновато. Но возвращаться в час пик лучше на гостиничном транспорте. Водители знают какие-то объезды, а таксисты заинтересованы стоять за ваши деньги в потоке машин.

Сейчас в Дубае завершается строительство метро - протяженность 136 км, 60 станций, 86% на поверхности земли. Это решит проблемы тех, кто спешит. Но автопоток вряд ли разредит. Машина - неизбывная любовь араба, который пересел в нее фактически с верблюда. Первой машиной, которую увидели нищие жители пустынь близ Персидского залива, был «Лэндровер» во времена английского протектората. И джипу здесь верны до сих пор. «Как арабы проводят свободное время?» - спрашивали мы у гида. Пить нельзя, кальян курить сутками не получится, в ночные клубы в национальной одежде, которой местные очень гордятся, вход воспрещен, театров нет.

Выяснилось, что главное  развлечение - машины. Араб садится и едет. Все равно куда - лишь бы ехать и получать удовольствие. Еще время проводят на бегах. Причем здесь настоящие арабские - именно верблюжьи, потому что арабские скакуны родом совсем из другой части Аравийского полуострова. Хотя сейчас правитель Дубая шейх Мухаммед имеет большую конюшню таких лошадей. На бега туристам устраивают экскурсии.

Громадные торговые центры - тоже развлечение. Туда приходят семьями. Пьют кофе, смотрят фильмы - мы в одном углядели афишу «Монгола», прицениваются в бесконечных рядах. Есть и другие радости, правда их потребляют в основном туристы. В «Эмирейтс мол» - 400-метровый горнолыжный спуск. Даже если не катаешься, можно посмотреть на лыжников, потоптаться по снежку. Его тут в сутки производят 30 тонн. Так что сейчас зима у них более снежная, чем у нас. И нос стынет - все-таки «минус три». А аккурат в ноябре открылся еще один торговый центр, который «Эмирейтс» перешибает площадью и огромным катком.

Здесь будет Лувр  

В этот раз из-за пробок мы взяли себе индивидуальную экскурсию - наш «мерс», в отличие от автобуса, просачивался куда угодно. А гид вообще была выше всяких похвал. Чего нельзя не увидеть, будучи в Дубае? Конечно, знаменитого «пальмового острова». Пока мчимся в район Джумейра, в деталях узнаем историю вопроса. Главное богатство ОАЭ - нефть - сосредоточено в основном на территории Абу-Даби. В Дубае ее осталось на 4-5 лет интенсивной добычи. На что жить завтра, озаботился шейх Мухаммед. Продажа элитной недвижимости - такой «рецепт» он выписал своему эмирату. Но по исламским законам, иностранцам нельзя продавать ее с земли, созданной аллахом. В Дубае начали делать ее сами. Тот же «Бурж аль Араб» стоит на индивидуальном островке. А Пальма Джумейра уже похожа на разноязыкий Вавилон. Ее ствол - подводная магистраль, листья - жилые районы, отсеченные друг от друга. Вместе с недвижимостью здесь сразу продаются места для парковки авто и причалы для яхт.

Острова будут насыпать еще. На одном, например, разместится первый в мире филиал Лувра, Музей мореплавания и - неслыханно для арабов - Оперный театр.

Как создается рукотворная твердь, мы наблюдали прямо с пляжных шезлонгов. В 200 м от берега баржи таскали камни и песок, мостя в море очередной кусок земли. Камень возят со взрываемых Харарских гор. Кстати, по-моему, природа гневается. Нас застала в Дубае песчаная буря. Песок в считанные секунды поднялся выше самых высоких зданий Джумейры, ветер начал переворачивать столики уличных кафе. Ничего подобного наш гид, работающая в этих краях уже 15 лет, припомнить не смогла.

Справка «НГ»

Курс дирхама к доллару США - 3,65. В отелях он менее выгодный. Во многих из них бесплатно кормят только завтраком, ужин и обед - за ваши деньги. Можно поесть в городе. Вот цены одного из самых популярных у туристов в районе Дейра ресторанчиков: порция супа из морепродуктов - 14 дирхамов, салат, который нагребаешь в баре сам, - 8, стакан любого свежевыжатого сока - 10, чай с лимоном - 4 дирхама.