Все СМИ - в одни руки

С. Матаев: «На партийный медиахолдинг будут выделяться наши с вами деньги»

Владимир МОЛЧАНОВ, «Эксперт Казахстан»

Зачем «Нур Отан» и фонд «Самрук-Казына» создают медиахолдинг?

В середине ноября заместитель председателя «Нур Отана» Дархан КАЛЕТАЕВ сообщил, что в партии рассматривают возможность создания собственного медиахолдинга. Вероятнее всего, он будет называться «Нур-медиа», его учредителями станут фонд национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» с долей в 51% и «Нур Отан», которой будет принадлежать 49%.

Какие СМИ войдут в его состав, г-н Калетаев не пояснил, сославшись на то, что этот вопрос еще окончательно не проработан. На данный момент партия имеет две газеты: «Страна и мир» и «Дала мен кала». В ряде казахстанских СМИ сообщалось, что в новую структуру могут войти газеты «Литер», «Айкын», телеканал «Астана» и радио NS, а также представительства крупных российских газет: «АиФ», «Известия», «Комсомольская правда».
Создание нового медиахолдинга вызывает целый ряд вопросов. В Казахстане партии могут создавать свои печатные издания и объединить их в единую структуру. Это не запрещено. Другое дело: могут ли политические партии создавать медиахолдинги, чтобы контролировать независимые СМИ?

- Нашим законодательством этот вопрос не оговаривается, - говорит президент международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара КАЛЕЕВА. - В прошлом году бывший министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев высказывался против монополизации медиапространства, и мы были с этим согласны. Но когда дошло до дела и журналистские организации предложили внести общую позицию в законопроект о СМИ, что монополизация информационного пространства недопустима, - власти это проигнорировали.

- Учредитель медиахолдинга - фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» - госорган и монополист, - отмечает председатель Союза журналистов Сейтказы МАТАЕВ. - Поэтому на него будут выделяться бюджетные, а значит, наши с вами деньги.
Матаев не исключает, что учреждение «Нур-медиа» - признак скорых политических перемен:

- Если зимой произойдет передача СМИ в одни руки, значит, весной жди событий. Президент сказал, что нужны две партии в Парламенте. Вторую партию так просто не создашь. Это можно осуществить только через выборы. Может быть, сливание СМИ в один холдинг - свидетельство того, что к ним началась подготовка. Укрепят одну партию, а вторую - определят.
Говорить о том, что создание холдинга приведет к уменьшению плюрализма в сфере информации не приходится: плюрализма и так фактически нет. Оппозиционных телеканалов нет вовсе. Политические партии, позиционирующие себя в качестве оппонентов «Нур Отана», не располагают средствами для того, чтобы печатать свои газеты большими тиражами. В некотором смысле можно говорить о плюрализме среди интернет-СМИ, но свободным доступом во Всемирную сеть в Казахстане располагает не более 5% аудитории. Может ли в этих условиях создание медиахолдинга привести к еще большему ограничению свободы слова? Вряд ли. История с учреждением «Нур-медиа» - не более чем перераспределение контрольных функций между ответственными за формирование информационного фона. Единственная опасность, которая реально угрожает нашему медиапространству, - это стать более скучным. Как заметила Тамара Калеева, наши и без того пресные СМИ могут стать еще более однообразными и похожими на советскую прессу.

Фото из архива «НГ»