Почему бензин не дешевеет?

Петр СВОИК

С августа по ноябрь мировые цены на нефть упали с более чем $140 за баррель почти до $50. И дальнейшее их снижение продолжается. Тем не менее цены на ГСМ на внутреннем рынке снизились, при всех усилиях правительства, максимум на 15%. Аналогичная картина - с ценами на хлеб. Если еще три года назад внутренние и экспортные цены на пшеницу не превышали $150 за тонну, то к лету нынешнего года мировая цена выросла до $350-400. Соответственно стоимость стандартной булки в Казахстане регулярно повышалась и суммарно подскочила с 20-ти до 50-ти тенге. Ныне биржевая цена на пшеницу не превышает $200. Тем не менее казахстанские хлебопеки «забыли» снизить стоимость столь важного для населения продукта.

Есть все основания утверждать, что как минимум 30% от конечной цены на хлеб и до 40-50% - на бензин и дизтопливо составляет спекулятивная наценка, снимаемая отраслевыми монополистами.

ГСМ и мука - два самых важных для жизнедеятельности экономики и населения продукта. Без бензиновой составляющей не обходится практически ни один товар или услуга. Стоимость дизтоплива - одна из ключевых в цене на зерно, а вместе с зерном они входят в весь хлебный, мучной, макаронный, кондитерский, молочный и мясной продуктовые ряды. Соответственно закладываемую зерновыми и топливными спекулянтами наценку оплачивает вся страна и все граждане.

Экономисты давно сформулировали: страна, имеющая по тонне зерна и нефти на душу населения, не может быть бедной. Тем более что зерно и нефть мы не завозим с другого конца света. Это - то немногое, в чем Казахстан обеспечивает себя полностью и с экспортируемыми избытками. На душу населения мы производим больше, чем по тонне зерна, нефти же - почти по пять тонн. Из них до половины зерна и свыше трех четвертей добываемой нефти составляют экспортируемую массу. Почему же населению Казахстана от всех выгод нефтяного и зернового экспорта достается только вздутие внутренних цен?

Унаследовав от прежних времен три НПЗ, способных перерабатывать нефть на весь объем внутреннего потребления, все подряд суверенные правительства мало что сделали для приведения этих мощностей в соответствие с современными требованиями. Павлодарский НПЗ как был, так и остался лишенным технической возможности получать казахстанскую нефть, работает исключительно на поставках из Омска. Процент выхода готовой продукции на всех трех НПЗ в 2 раза ниже, чем на современных аналогах. Не говоря уже о том, что выпуск наиболее технологичных и самых ценных продуктов, например, всей гаммы смазочных масел и присадок, вообще не производится. Более того, даже обычный бензин слишком сложен для наших НПЗ и до 40% его - тоже импортируется! Импорт же высокооктановых сортов превышает 50%. Неудивительно, что даже и по дизтопливу Казахстан регулярно прикупает в России, как минимум, каждую десятую тонну.

Вот так: искусственная монополизация производства, транспорта и продажи ГСМ, мучных и хлебобулочных изделий, слияние частного предпринимательства в этой сфере с высокими должностями во власти - это и есть ответ на вынесенный в заголовок вопрос.