Если не жильцы, то кто?

Петр СВОИК

И все-таки, как сделать, чтобы Потребитель платил именно за то, что получает, а Поставщик получал с него деньги не по каким-то кем-то выдуманным «нормативам», а за объем и качество доставленного тепла и воды?

Разумеется, замена существующей тарифной практики АРЕМ, представляющей из себя лишь бюрократическую профанацию государственного регулирования, является отдельной и большой задачей. Но это решение не может не строиться на обязательном измерении продукции - как у Поставщика, так и у Потребителя. Потребительские же измерения, даже в строго техническом смысле, можно эффективно организовать лишь по двухступенчатой схеме:

- по общедомовым приборам - для расчетов между предприятием-поставщиком и каждым отдельным многоквартирным домом, как консолидированным Абонентом - правосубъектной стороной публичного договора на оказание коммунальных услуг;

- по индивидуальным квартирным приборам (либо на основании того или иного внутридомового нормирования) - для распределения общедомовых платежей между жильцами.

Всякие иные варианты, например, попытки выстроить систему договорных отношений, измерений отпуска продукции и расчетов сразу между предприятием-поставщиком и непосредственно владельцами каждой отдельной квартиры - только еще больше осложнят и запутают ситуацию, внесут еще больше неразберихи.

К примеру. В подвале любой многоэтажки стоит тепловой элеватор. «Сердце» элеватора - знаменитые шайбы, которые представители теплосетей всячески стараются «заузить», а мерзнущие жильцы, наоборот, скидываются и нанимают умельца, который среди зимы ставит шайбу побольше. Так вот, хорошо ли, плохо ли греет квартиры эта штуковина, но она - одна на весь дом (или - подъезд), то есть - общая для всех потребителей. А потому любой поквартирный договор с теплосетями, игнорирующий эту организационно-техническую реальность, заведомо неполноценен.

Убедил? Если да, то согласитесь и с тем, что создание подомовых КСК-кондоминиумов и оснащение их общедомовыми приборами учета-- совершенно необходимое условие для налаживания таких отношений между Поставщиками и Потребителями коммунальных услуг, при которых платежи осуществлялись бы в зависимости от реального объема и качества получаемой продукции.

Но вот какая штука: самим жильцам это... не надо! И попросту глупо было бы обижаться на несознательность, инертность и неорганизованность населения. Тот факт, что нормальная домохозяйка не желает вникать, зачем ей создавать, кроме никуда не годного КСК, еще и кондоминиум, да еще платить за это, да стоять в очередях на регистрацию - он объективен. Нормальные люди только так и должны думать и поступать, и ждать от них чего-то иного - нереально.

И это тот самый случай, когда необходимое и неотложное дело должна взять на себя власть: самой вложиться, организовать, убедить, помочь, заставить...

Но здесь следующий вопрос: если «несознательной» домохозяйке это не надо, то надо ли это нашей замечательной власти? Сознанием своим находящейся где-то далеко-далеко от разных там КСК и тупиковых коммунальных вопросов...