Что стоит за сменой дат?

Юрий БОНДАРЕНКО

7 ноября в России, как «красный день календаря», заменен на 4 ноября. Символом перемен на экраны величаво выплыл исторический блокбастер «Адмирал».  Всеведущий Михаил Леонтьев, чаруя своим мужественным обликом, четко разъяснил, что смена дат логична, ибо 4 ноября связано с прекращением смуты, а не просто победой над поляками, тогда как 7 число того же месяца разверзло шкатулку Пандоры, обрушившую на страну неисчислимые бедствия Гражданской войны. Фильм же «Адмирал» - не за белых и не за красных, а об ужасах Смуты.

Что касается дат, то они в большинстве своем не вечны. Так что лить слезы из-за их смещения не стоит. А вот насчет «Адмирала» и его раскрутки есть о чем призадуматься. Талантливая картина с ансамблем именитых и интересных актеров. Фильм-поэма о Колчаке и его любви. Но зачем же нас убеждать в том, чего нет?  Красные здесь организованно, еще до обретения большевиками немалой власти, истребляют офицерство. Колчаковцы же истово молятся, и без единой пули, с голыми штыками идут на пулеметы красных. Здорово показано. Непонятно только, почему это у таких обаятельных, набожных и преданных патриотов земля буквально горит под ногами? Окончательно спятил, что ли, народ, который не пошел за этими обреченными героями?  Мало того, начинает казаться, что уж у колчаковцев-то и каппелевцев все было иначе, чем у красных, и что не было массовых экзекуций, которые вершили они в Кустанае, иных городах и местечках.

Конечно, можно увидеть историю и такой, особенно через призму любви. Ведь и в «Монголе», посвященном вроде бы реальной исторической фигуре - Чингиз-хану, мы видим нечто подобное... Только не надо убеждать нас, неразумеющих, что наконец-то нам подарили истинное видение истории. Трагичность любой гражданской войны, и нашей в том числе, не в том, что герои гибнут, расчищая путь к светлому будущему, либо, напротив, негодяи силою своей вероломной жестокости одолевают героев, а в массовом озверении, голоде, болезнях, в том, что самых разных людей затягивает омут Бойни, превращая очень и очень многих в палачей и жертв одновременно. Вот он - урок и настоящему, и будущему, который мы так и не решаемся усвоить. Быть может, от того, что нашим духовным пастырям так милы четкие черно-белые краски.

А жаль. Как жаль и то, что нам всем который уже раз приходится слышать, что Великий (простите, Жуткий) Октябрь положил начало всеобщей резне, в которой особенно усердствовали своры всяких там красных. Серьезные историки давно уже говорят: начало катастрофы следует искать не в 1917-м, будь то февраль или октябрь, а в 1914-м. История не раз демонстрировала, что революции, бунты, смуты - это дети войн, поставляющих в воюющие страны столько горючего материала, что ему просто невероятно сложно не воспламениться. И так хотелось бы, чтобы скульпторы нашей духовности и патриотизма, не забывая и о воинских подвигах прошлых лет, все-таки чаще задумывались над тем, какой страшной изнанкой могут обернуться к людям околдовывающие нас батальные сцены.

И почему бы не задуматься? Ведь знает же человечество Льва Толстого, Барбюса, Ремарка... Знает-то знает, но порою кажется, что сегодня мы так далеко о тех вершин, с которых они смотрели на войну и мир.