Тихий терроризм

Станислав НАМ

Воровство на железной дороге создает угрозу жизни людей

Угнать противоугоны

Самой крупной кражей в этом году остается исчезновение 7745 противоугонов на перегоне между станциями Алкау и Шок-Карагай в середине августа этого года. Все 7745 деталей на протяжении 17,8 км исчезли за одну ночь, говорят железнодорожники. Полицейские ЛОВД на станции Костанай задержали двух безработных жителей поселка Молокановка.

- Мы считаем, что задержанные воровали не одни, их было гораздо больше, - рассказал начальник отделения криминальной полиции ЛОВД на станции Костанай Сергей КОМИССАРОВ, - следствие должно ответить на этот вопрос.

Еще одного деятеля задержали через месяц. Его подозревают в хищении почти 1000 противоугонов.

Стоимость 1 т новых противоугонов - 171 000 тенге, бэушных - 42 750 тенге. Пункты приема черного металла платят за 1 кг стали в среднем 28 тенге. Нехитрый подсчет показывает, что похитители противоугонов с перегона «Алкау - Шок-Карагай» могли получить навар около 280 000 тенге. По этому перегону ездят поезда Костанай - Караганда и Костанай - Новоишимка.

- Только за полгода мы обращались с заявлениями в полицию около 20 раз, - говорит главный инженер Костанайской дистанции пути Андерй ШЕРСТЯНЫХ, - насколько мне известно, только два или три дела дошли до суда. В остальных случаях воры отделались по большому счету испугом. Счет похищенным противоугонам идет на десятки тысяч.

На участке Алкау - Шок-Карагай противоугонов до сих пор нет. В Казахстане их не выпускают, а на закупку их в России у железной дороги нет денег.  Поэтому поезда по опасному участку идут со скоростью 5 - 10 км/ч. Как говорит главный инженер, конструкция путей такова, что при желании что-то свинтить достаточно изображенных на эмблеме путейцев молотка и разводного ключа. Правда, в арсенале тех, кто профессионально ворует запчасти с железнодорожных путей, есть еще и вспомогательный транспорт  для мобильности и транспортировки украденного.

Решение где-то там...

Воровство на железной дороге стало общереспубликанской головной болью. Как говорит Андрей Шерстяных, то, что бесхозно валялось рядом с рельсами, - все подобрали. Теперь принялись за конструкцию полотна. Крадут все, что можно сдать в пункты приема металла.

Капитальный ремонт полотна маловероятен: чтобы так отремонтировать 1 км, требуется 70 млн тенге. Протяженность железнодорожных путей по области около 500 км. Похоже, еще более сказочным вариантом является жесткий контроль пунктов приема черного металла. 5 лет железнодорожники бомбардируют письмами областной акимат с требованием принять меры к приемщикам лома. В качестве эксперимента первый заместитель акима области Виктор Мейстер собирает жертв воровства, полицейских, владельцев пунктов приема металла и предупреждает о том, что «низ-зя», а то будет «бо-бо». На пару месяцев количество краж падает, и снлва - вал хищений.

- Существует постановление правительства, по которому пунктам приема металла запрещено принимать ряд конструкций железнодорожного полотна, - говорит Андрей Шерстяных, - но раз кражи продолжаются, значит, есть спрос. И я не верю, что приемщики не понимают, что и откуда к ним приносят.

Справка

Противоугон - деталь, фиксирующая соединение деревяннной шпалы с рельсами. Изготавливается из стали высшего качества, вес - 1,3 кг. Без противоугонов под воздействием проходящих поездов  рельсы начинают шататься и смещаться, делая вполне вероятным крушение. 

Участок между станциями Алкау и Шок-Карагай стал аварийным из-за воровства противоугонов

Рисунок Виталия ЦЫГАНОВА