Углы круглого стола

Галина КАТКОВА

На третий год обсуждений законопроекта его предлагают в первозданном виде

Будущий закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был заявлен к разработке в 2006 году. Изначально его проект вызывал у предпринимателей много вопросов и возражений. Но накануне поступления документа в Парламент на заседании круглого стола в Астане бизнесу предъявили практически неизмененный вариант документа, утверждает директор Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области Петр СУХИНИН.

Мимолетные касания

- Петр Петрович, насколько солидным было мероприятие?

- Двухдневный круглый стол по теме, которая дословно повторяет название законопроекта. Организован был под патронажем представительства ОБСЕ и с участием экспертов Всемирного банка, нескольких восточно-европейских государств, в которых уже действуют подобные законы.

- Очень интересно...

- Да как вам сказать. На первую часть обсуждения предпринимателей, точнее представителей общественных бизнес-объединений не приглашали. Там уже названные участники и представители госорганов обменивались мнениями по созданию рабочей группы, которая должна реализовывать систему мероприятий по противодействию отмыванию доходов. Сокращенно ПОД. Нам эти товарищи позже должны были как раз озвучить свои рекомендации. А вообще тема нашего второго дня обсуждения формулировалась так: «Предлагаемые поправки в казахстанский законопроект о ПОД/ПДФ». Мы, учитывая давность разработки закона, считали, что это близкий к финалу этап, что сейчас мы получим на руки вариант хотя бы с частью внесенных поправок. А если какие-то моменты, которые предлагали предприниматели, в проект не вошли, то нам прокомментируют это с участием иностранных экспертов, чей опыт должен нас убедить. Логично? Логично. Но получили мы на руки прежний проект, без внесенных изменений. При этом остальные участники этих слушаний, вроде парламентариев, получили, как выяснилось уже в ходе начавшегося обсуждения, какие-то другие варианты. Честно говоря, хотелось встать и уйти.

- Ушли?

- Нет, конечно. Осадок остался, но нам любую трибуну надо использовать, чтобы быть услышанными. Не так часто появляется возможность встретиться с разработчиком закона. Сначала это была Генпрокуратура. Потом его передали минфину. Звучали, видимо, в оправдание нестыковок, ссылки на то, что передали недавно. Но у меня впечатление, что этого законопроекта касаются мимолетно. Готовность нулевая. Ни один из принципиальных вопросов, которые ставили в свое время предприниматели, толком не проанализирован.

Без ответственности

- Какие именно вы имеете в виду?

- Суть в том, что большинство предпринимательских структур становятся субъектами финансового мониторинга. Если вашу фирму заподозрили в связях с террористической организацией, то бдительный служащий банка или оператор почты сообщает об этом в уполномоченный орган, а сам банк имеет право приостанавливать ваши финансовые операции на срок до 5 дней. Таких сроков нигде нет. Причем, если «сигнал» окажется ложным, потери вам не возместят. В проект заложена норма, по которой якобы снимается ответственность за отказ от договора с клиентом или партнером на основании вот этого закона. Сейчас это не вписывается в Гражданский кодекс РК. А какое поле открывается для недобросовестного ведения дел и коррупции! Есть еще нюансы. Сбор информации об операциях с деньгами и иным имуществом, передача ее в орган финансового мониторинга, обязательное хранение документов, подтверждающих, что вы чисты, - все за ваш счет...

- Закон этот все равно примут. Во многих странах подобные уже работают, в той же России.

- Да кто спорит. Но везде эти законы принимались с трудом. И они хоть и концептуально похожи, но не одинаковы. Так что реально с проектом работать надо. Кстати, предприниматели делали предложения, направленные на повышение эффективности этого закона. Директор алматинского офиса Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Палташева говорила, что за кадром остаются многие методики отмывания денег: фиктивные контракты, фиктивное строительство, создание фирм-однодневок, неведомо как существующие дорогие рестораны и магазины, в которых не бывает покупателей и посетителей... То есть результат даст комплексный контроль, например, финансово-товарный. Палташева настаивала на необходимости провести экспертизу сегодняшнего законопроекта на коррупционность и соответствие Конституции РК. Думаю, Форум в этом надо поддержать.

Карикатура Батырбека ДЖУЗБАЕВА