Шоколад леди Годива

Александр ПОНОМАРЕВ, доктор
Как научить себя делать неприятные дела с удовольствием

«Вы знаете, я очень люблю порядок в своей квартире, когда все разложено по местам, вытерта везде пыль, вымыты полы. Но вот заставить себя заняться наведением такого порядка для меня настоящая каторга! Что делать?»

У вас недостаток мотивации к действию. Ричард Бэндлер разработал технику для мотивирования себя, которая называется «шоколад леди Годива». Один из аспектов этой техники состоит в том, чтобы изменить ваши чувства по поводу задач, которые вы решительно намерены разрешить, но сейчас вам не хочется этого делать. Если вы решили, что сделать это необходимо и важно, то  можете также и получить от этого удовольствие! Техника основана на работе со зрительным воображением и способностью «вживаться» в ситуацию.

План выглядит так:

1. Создание мотивирующей картины. Создайте картину  (картина 1) некой вещи или деятельности, которой вы испытываете желание наслаждаться (например, наслаждение шоколадом, как это сделала леди Годива) и «вживитесь» в нее, почувствуйте свои ощущения. (Этот этап, на первый взгляд, может показаться сложным.  Но это только кажущаяся сложность, поскольку у каждого, кто представляет себе, как он жует дольку лимона и «вживается» в эту ситуацию, возникает соответствующая реакция!) Быстро отставьте эту картину в сторону.

2. Картина задачи. Создайте картину: себя, наводящего порядок в квартире, которую вы наблюдаете как бы со стороны. Но так, чтобы она не вызывала никаких отрицательных чувств. (Картина 2).

3. Техника зрачка.

А. Увидьте мысленным взором картину 2 перед собой на удобном для вас расстоянии и мотивирующую картину 1 прямо позади второй. Быстро откройте маленькое отверстие в центре картины 2 так, чтобы вы могли видеть картину 1 через это отверстие. Заставьте отверстие быстро открыться до такой величины, чтобы вы могли почувствовать полную чувственную реакцию на картину 1.

Б. Теперь быстро уменьшите отверстие, но лишь настолько быстро, чтобы при этом вы могли сохранить чувственную реакцию на картину 1.

В. Повторите шаги 3А и 3Б еще несколько раз, так быстро, как только можете. В результате надо соединить ощущения мотивирующей картины с картиной уборки квартиры.

4. Проверка. Посмотрите на картину уборки квартиры (2). Тянет ли вас к ней? Если нет, повторите шаг 3. Если же это не поможет, то значит вы неверно выбрали мотивирующую картину 1. Вернитесь к первому шагу, создайте новую мотивирующую картину, в которой вы будете чувствовать яркие ощущения получения наслаждения. Затем повторите все шаги снова.

Кроме очевидных терапевтических применений, эта техника может активно применяться для работников, занимающихся полезной деятельностью, которая сама по себе неприятна. Она также может быть применена в работе, которая важна, но в которой, по вашему мнению, вы предпринимаете «безнадежные попытки».