Наша Газета

Юрий БОНДАРЕНКО: Вокруг футбола
Дата: 01.07.18

Если раньше запоминались разговоры и статьи о хитростях расстановки футболистов на поле и иных, вроде бы технических, но очень значимых деталях успеха, то сегодня все чаще на авансцене эмоций оказываются внематчевые приплясы болельщиков.

Отец мой был страстным любителем футбола. Сам играл за команду воинской части, в которой служил. И мог прилететь в Москву на день, чтобы посмотреть особенно интересный для него матч. А я - дилетант. И сидеть часами на трибуне, не перед телеэкраном, для меня лично слишком большая затрата времени: как говорится, шило в одном месте мешает. Равно как оно мешало отсиживать и долгие заседания.

Хотя я очень ясно осознаю, что, как бы не язвили иные критики и очень именитые философы, а спорт и, прежде всего, футбол, хоккей – величайшая объединяющая сила. В эпоху информационного распада, когда и книги читают разные (если только читают), и фильмы разные смотрят, футбол сохраняет частицы общего языка культуры. То есть, не просто языка русских, английских или казахских слов, а языка имен, событий, которые, в отличие от имен еще сравнительно недавних героев и знаменитостей, знакомы и понятны широкому кругу самых разных людей.

Но, если говорить об общем фоне экранного футбола, то у меня появилось очень любопытное ощущение: околофутбольная составляющая занимает все больше эмоционального и временного пространства. Если раньше запоминались разговоры и статьи о хитростях расстановки футболистов на поле и иных, вроде бы технических, но очень значимых деталях успеха, то сегодня все чаще на авансцене эмоций оказываются обличия и внематчевые приплясы болельщиков и все то, что вокруг, включая и то, с каким чувством такой-то игрок скидывает с себя футболку… Все это напоминает гипотетический репортаж о шахматном матче, в котором внимание фокусируется бы на том, у кого из играющих как начищена обувь, как и кто чешет или не чешет в затылке, но забываются скрытые пружины того, что вершится на клетчатой доске.

Поразительно типичная черта сегодняшней массовой электронной культуры, все чаще концентрирующей внимание на том, что около. В тех же новостных программах сухой остаток собственно новостей по своему объему и эмоциональному воздействию очень часто уступает третьестепенным деталям и свидетельствам «проходящих мимо»…

В рассуждениях и статьях об искусстве тоже частенько выпукло проступает нечто подобное. То гремят дебаты о занавесе (наверно, на самом деле неуместном), открывающем балет. И собственно балет - уже в тени. То журналисты - кто с восторгом, кто с громыхающим осуждением - упоминают актрису (извините), писающую прямо на сцене, так что в зале ощущался «настоящий запах мочи». И даже на очень крупных ученых форумах можно услышать, как об инновациях, о голых исполнителях, бегающих со скелетами. Но о чем спектакли-то, что, кроме запаха мочи и скелетов на спинах, остается в памяти, что заставляет задуматься? Да это уже не так уж важно. Какие тут раздумья о судьбах мира и тебе самом, если перед тобой такие сцены?

По сути, оказывается, что и сама мысль, и глубина, да и профессионализм утрачивают прежнее значение: к чему вообще многолетнее оттачивание мастерства актера, художника, литератора, если можно поступить проще: снять клип о пляске в храме, прибить мошонку на площади или отчебучить что-то еще? Иными словами, если некогда эпатаж и все, что около, были пикантными спутниками тех, кто что-то реально мог, то сегодня они все чаще становятся спутниками Пустоты. Получается сказка Андерсена. Только наоборот. Когда наряд, платье есть, а короля под ним нет. Даже голого.

И здесь футбол оказывается одним из бастионов, защищающих мастерство. При всей околофутбольной пыли играть-то надо уметь. И по настоящему. Так что спасибо ему за это.





Эта новость взята с сайта:
http://www.ng.kz

URL этой новости:
http://www.ng.kz/modules/news/article.php?numberid=0&storyid=31517