Юрий БОНДАРЕНКО: «Может быть, те, кто выпинывает из нашего сознания Дарвина, пили с Богом на брудершафт?»

«Мы сталкиваемся не с философско-богословской заумью, а с попытками столкнуть нас назад – в Средневековье»
28 сентября 2012, 09:46 |  Общество

"Наша Газета". Что и как творил создатель? Казалось бы, сугубо богословский вопрос. Но, когда его начинают обыгрывать в СМИ, то он звучит отнюдь не отвлеченно и перерастает в совсем иной, сугубо земной: как нас всех приучают (или отучают?) мыслить.

К примеру, один из известных журналистов рассуждает о водоразделе между либералами и верующими. Первые утверждают, что человек произошел от животных. Выходит – они и сами животные. Из чего уже самим зрителям, читателям несложно сделать вывод: от того либералы и благословляют, и раздувают животное начало в человеке. Верующие же считают, что Бог создал человека. Кумекайте сами: значит, тут уже речь идет о духовности. И подобное повторяют не раз и не два, создавая, на мой взгляд, полную сумятицу в головах.

Помолчу уже о том, что и самые глубокие верующие могут быть при этом либералами. Но разве наши верования и убеждения сами по себе определяют, что истинно, а что ложно? Я могу сколько угодно верить, что я орел, но крыльями от этого не взмахну. Да и столь ли значимо для нашей нынешней духовности, кто был нашими предками либо прародителями: троюродные братья обезьян или силы сугубо небесные? Куда важнее сегодня - не походить на горилл, шимпанзе и прочих. Ведь если мы в младенчестве лишь лепетали, это вовсе не значит, что, став взрослыми, не должны разительно отличаться от былых милых сверточков в пеленках.

А что касается религиозных людей, то тут вообще все далеко не линейно. Куда вы отнесете индуистов с их верой в возможность перерождений, в том числе и из животных? На Земле вообще сотни миллионов людей (причем, не атеистов) видят мир иначе, чем те, кто верит именно в Бога–Творца. Что же – это все животные?

Да и с Творцом не все азбучно просто. Почему Творец должен был действовать так, а не иначе?  Почему он не мог осуществлять свой Божественный план посредством эволюции? Или, может быть, те, кто выпинывает из нашего сознания Дарвина, пили с Богом на брудершафт и брали у него эксклюзивное интервью насчет того, каким образом Он творил наш мир? Не случайно же еще более ста лет назад русский писатель Алексей Константинович Толстой писал, обращаясь к одному из ярых чиновных врагов Дарвина: «Полно, Миша, ты не сетуй. Без волос твоя ведь… Так тебе обиды нету в том, что было до потопа. Что и как творил Создатель, что считал Он боле кстати, знать не может председатель комитета по печати». Да и только ли председатель комитета?

Что же касается идеи эволюции и вопроса о происхождении человека, то при всех неясностях, сомнениях, мизерности информации, это вопрос сугубо научный. Другое дело – насколько по силам нам и нашим потомкам дать четкие ответы на все, что с ним связано.

И тут, как ни грустно, мы сталкиваемся не с философско-богословской заумью, а с попытками столкнуть нас назад – в Средневековье и псевдомарксизм не столь уж дальних десятилетий. И суть этих попыток совсем не в том, что защищаются какие-то конкретные идеи. Просто, смешивая Божий дар с яичницей, вопросами конкретно научными и поэтому частными подменяют размышления о духовности. И одновременно, прикрываясь последней, готовы вновь блокировать движение живой человеческой мысли.