Как костанайские власти пытаются «обелить» такси

«Проблемы начнутся следующей весной, когда акимат начнет разыгрывать тендер»

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

25 сентября 2012, 19:28 |  Общество

После долгих лет обсуждений и кип исписанной бумаги, кочующих между ведомствами, постановление акимата об утверждении единого цвета машин такси наконец вступило в силу.

С 1 июля костанайские частные извозчики массово должны были пересесть на белые машины. Однако по городу до сих пор ездят разношерстные. Руководство таксофирм считает, что пока живы «бомбилы», выполнение новых требований - пустая трата денег и ставит в неравные условия. Транспортная инспекция водителей разноцветных такси пока не штрафует, опасаясь, что такие меры могут вызвать общественное негодование.

Будет ли белым-бело?

Напомним, вопрос с цветом такси муссировался с 2008 года. Предлагали 2 варианта: белый и желтый. В итоге победил нейтральный белый. Соответствующее постановление введено в действие с 1 июля 2012 года. По идее это нововведение, как и предыдущие требования к машинам такси (шашечки, таксометры и т. д.), призвано навести порядок на рынке таксоуслуг и противопоставить «бордюрщикам» организованный сервис. Но так ли это на самом деле?

Об этом мы спросили у руководителей различных фирм такси.

- Наша фирма находится на грани, - призналась управляющая такси «МИГ» Любовь ШИН. - И во многом, к сожалению, это случилось из-за возросших требований к таксистам. Сначала потребовали установить таксометры, наши водители это сделали. Стоило это по меркам таксистов немалых денег. Потом потребовали опоясать машины «шашечками». На этом этапе водители стали уходить из фирмы. Зачем им тратиться на таксометры и оформление машины, если можно работать «с бордюра» без всяких вложений? Сейчас вот всеобщий белый цвет ввели. По-моему, это все бесполезно, пока не искоренят главную проблему для всех легальных фирм такси - возросшее количество «бордюрщиков».


Большинство руководителей такси согласны с тем, что унификация цвета в нынешней ситуации - мертвому припарка. Причем весьма дорогая. В среднем покраска одного автомобиля обойдется в $1000. Но это только одна сторона медали. Ведь смена «имиджа» машины автоматически подразумевает замену техпаспорта, а это морока в РЭО с оформлением соответствующих документов.

Так что, как ни парадоксально, метод, направленный на борьбу с «бордюрщиками», может дать обратный эффект - увеличить число нелегалов за счет не пожелавших тратиться «законных» таксистов. Из всех фирм, оказывающих услуги такси, значительно «побелело» только такси «Народное». Но и его руководитель считает, что идея несвоевременная и душит легальный бизнес. «Бордюрщики» же тем временем цветут махровым цветом.

Помолчим, пока не трогают

Позиция руководства такси, которые не обзавелись транспортом подходящего цвета, довольно проста - пока не трогают, суетиться нечего.

- Разве уже приняли постановление? - удивилась заместитель руководителя такси «Авангард» Людмила ПАСЫНКО. - Мы в курсе, что это долго обсуждалось, но о том, что оно введено в действие, не слышали. По крайней мере, нас никто об этом не оповещал. Проблем из-за цвета машин у нам пока никаких не было. Предполагаю, что они начнутся, скорее всего, следующей весной, когда акимат начнет разыгрывать тендер.

Начальник отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная Даукен ЕСМАГУЛОВ в ответе на официальный запрос «НГ» пишет: «В 2012 году акиматом города заключены договоры об организации автомобильных перевозок пассажиров и багажа такси с 12 перевозчиками».

Это даже не половина от всех фирм такси, действующих в городе. Вполне резонный вопрос - а как же работают остальные? 

В довольно крупной фирме, управляющий которой пожелал по понятным причинам остаться неизвестным, журналисту «НГ» ответили, что оставили бесплодные попытки участвовать в тендере акимата. Почему?

Ну, во-первых, с каждым годом появляются все новые и новые требования. То таксометры, то шашечный пояс, теперь вот обязательный белый цвет автомобиля. Во-вторых, перевозчики не совсем понимают смысл заключаемого договора с акиматом. Фирма тратит деньги, чтобы привести свой транспорт в соответствие с требованиями тендера, а акимат со своей стороны что дает? Разрешение на обслуживание клиентов? Как показывает практика, более чем половине костанайских фирм такси обходиться можно и без него. Под удар становятся только водители, которые, попав в руки транспортной инспекции, рискуют лишиться 5 МРП.

Разъясняют, но не наказывают

Так как тендер проходил с 15 марта по 29 июня этого года, на цвет машин еще никто не обращал внимания. Сейчас, согласно тому же ответу, контролировать соблюдение постановления должен филиал ГУ «Межрегиональная инспекция транспортного контроля «Солтустик» по Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областям № 1». Транспортная инспекция же пока настроена к легальным таксистам лояльно.

- Разом все таксисты просто не могут перекрасить машины в белый цвет, - убежден начальник отдела транспортной инспекции Темирхан МУКАТАЕВ. - Это очень затратно и может спровоцировать общественное негодование. Нужен мягкий переход. Именно поэтому при проверке мы не акцентируем внимание водителей такси не белого цвета, а пока ведем только разъяснительную работу. Начнем с крупных фирм, будем выносить им предписания. Например, такси «Народное» в основном состоит из автомобилей белого цвета, которые соответствуют новым требованиям Правил.

По словам Мукатаева, по другим нарушениям работа ведется почти ежедневно. С начала года 274 водителя такси привлечены к административной ответственности. Они пополнили государственную казну почти на 3 000 000 тенге.

- Основные нарушения - отсутствие договора с акиматом, отсутствие предрейсового медицинского осмотра водителя и техосмотра автомобиля, отсутствие шашечных полос, - перечисляет старший специалист транспортной инспекции Асхат АКШУКИН. - Такие нарушения мы выявляем ежедневно, работаем совместно с дорожной полицией и налоговой. В инспекцию поступает очень много жалоб от населения на таксистов.

Как сообщили «НГ» в этом же ведомстве, с 8 августа этого года вступило в силу еще одно нововведение, согласно которому предприниматели, открывающие фирмы такси, до начала осуществления деятельности должны письменно уведомить о своем появлении транспортную инспекцию.

Много ноу-хау свалилось на голову фирм такси за последние годы. Выдержат ли они такой натиск, вот в чем вопрос. Если следовать логике, весной 2013 года, когда акимат будет разыгрывать новый тендер на автомобильные перевозки пассажиров такси, к длинному списку требований прибавится еще одно - обязательный белый цвет машин.

В этом году договор заключили 12 фирм из почти 30. Что будет в следующем?