Сегодня - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Зоя ВАРИНКЕ, Костанай

2 апреля 2012, 10:18

Аутизм – не трагедия, трагедия – игнорирование проблемы. Каждый сотый ребёнок в мире страдает аутизмом. Такой ребёнок может родиться в любой здоровой семье. Детей с аутизмом не нужно жалеть, им нужно помочь научиться жить в обществе и быть полезным ему. Они просто другие, но им тоже нужно дать шанс любить, мыслить, учиться, мечтать.

Осознавая чрезвычайную важность проблемы, Генеральная Ассамблея ООН резолюцией от 18 декабря 2007 года установила 2 апреля как Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Каждый год в этот день во всём мире общественные организации стремятся повысить уровень информированности общественности об аутизме как о тяжёлом расстройстве раннего развития ребёнка, требующем пристального внимания всего мирового сообщества.

Представьте, что вы проснулись на другой планете. Здесь всё по-другому, всё не так. Каждый звук режет вам слух, каждый запах сбивает с ног… Волна ощущений накрывает вас с головой, и вы барахтаетесь в этом море, пытаясь как-то выплыть на поверхность.

Вы пытаетесь приспособиться к этому чужому и порой враждебному миру… Чтобы выжить. Но иногда ощущения становятся просто невыносимыми, причиняя физическую боль, и всё, чего вам хочется – это отгородиться, заткнуть уши руками и закричать: « Да уберите, наконец, этот ужасный звук!» (или запах, или свет…)

А может быть, всё совсем иначе: на этой планете всё окутано ватой, все звуки, запахи, все ощущения вязнут в ней, не успевая дойти до ваших органов чувств. И всё, что вы получаете, - это лишь слабые отголоски ощущений… Что вы будете делать? Как нащупать ту нить, соединяющую вас и эту вязкую реальность? Вы, как слепец, пойдете на ощупь, разрывая эту густую вату, пробуя ощутить этот мир хоть каким-то способом, хотя бы на вкус, хотя бы на запах, хоть как-нибудь! Ловя каждый звук, и в каждой найденной песчинке видя драгоценность...

Так образно можно представить себе наш мир, нашу реальность, какой видят и воспринимают её те, кто находится рядом с нами, внешне не отличимые, но другие, как будто люди с других планет, - аутисты. Они родились в нашем мире, но они не приспособлены к нему. У таких детей может отсутствовать речь совсем, или же они могут часами повторять любимую фразу, цитировать мультфильмы и стихи.

Они боятся и избегают изменений. Им страшно смотреть в глаза собеседнику, им тяжело находиться в местах, большого скопления людей, резкие звуки и яркий свет вызывают у них острую боль. От страха они могут кричать, махать руками, падать на землю и бежать, куда глаза глядят, пугая окружающих своим поведением. Они ведут себя так не потому, что они невоспитанные. Они иные. Пожалуйста, проявите терпимость, отнеситесь к ним с пониманием.
Самые значительные успехи в преодолении аутизма наблюдаются при своевременном (до 3-х лет) установлении диагноза и начале реабилитации ребёнка. Таблетки от аутизма нет, лечение носит симптоматичный характер. Наибольших успехов достигают при помощи психолого-педагогической коррекции, занимаясь с ребёнком не менее 30-40 часов в неделю.

В Казахстане из 5 млн детей примерно 2,5 тыс. больны аутизмом. В последние годы, во многом из-за ухудшения экологической ситуации, распространённость этого заболевания растёт. По последним данным, количество больных почти в три раза превышает вышеуказанный показатель. Как отмечает мажилисмен Мурат АБЕНОВ в интервью газете «Мегаполис», в нашей стране не существует государственных специальных учебных заведений и центров реабилитации для аутистов, отсутствует развитая система обучения детей, страдающих аутизмом, и подготовки специалистов по работе с ними.

Нет также индивидуальных коррекционных программ, методической базы, учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов. К примеру, на Западе профессиональному обращению с аутистами учатся три года, для непрофессионалов, волонтёров, есть трехмесячные курсы. Понимая серьёзность проблемы, последних там готовят не менее тщательно, чем у нас медиков-профессионалов.

Родителям приходится за свой счёт нанимать частных специалистов, которые имеют представление о коррекции аутизма. Таких специалистов единицы. Стоимость их услуг большинству семей недоступна. Ибо практически в каждой семье работает только один из родителей, а другой (как правило, мама) вынужден заниматься ребёнком. Только небольшая часть детей, больных аутизмом, может находиться в детских садах и школах, в основном, частных или специализированных. Многие родители вынуждены обучать своих детей на дому, изолируя их от обычной жизни. От помещения детей с аутизмом в адекватную среду развития и обучения может кардинально зависеть их адаптация к жизни, но в нашей стране не созданы условия для эффективной интеграции детей-аутистов ни в общеобразовательные, ни в специальные учреждения для детей с другими проблемами развития.

Семья, в которой воспитывается ребёнок с аутизмом, часто попадает в социальную изоляцию и сталкивается с неприязнью, непониманием со стороны окружающих. Аутичный ребёнок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного сорванца. Непонимание, недоброжелательность и даже отторжение окружающими увеличивают страх ребёнка и его родителей перед появлением в общественных местах, усложняя и без того тяжёлое душевное состояние семьи.

Тем не менее, эти проблемы вполне преодолимы. Мировая практика показывает, что только государственная система помощи позволяет значительно снизить в дальнейшем инвалидизацию людей с аутизмом. И даже получить экономическую выгоду.

Им нужна наша помощь, понимание и терпимость. И если вы увидите 3-5-7-летнего ребёнка, орущего и катающегося по полу в супермаркете, подумайте, что он на самом деле вовсе не избалован родителями, а оглушён и напуган навалившимися на него ощущениями. Или, может быть, это единственный доступный ему способ выразить свой протест, достучаться до нас из его реальности. А его маме, в этот момент пытающейся помочь своему ребёнку, совсем не нужны замечания или неуместное внимание окружающих. Всё, что ей нужно - это просто понимание, а иногда - элементарная физическая помощь: вовремя поддержанная дверь или поданная сумка.

Добавьте свою новость »