Экскаватор, с помощью которого похитили участок водопровода стоимостью более 31 млн тенге, задержали в Тарановском районе

Артём МАРУСИЧ

22 сентября 2018, 14:13 |  Криминал

Трубы магистрального резервного водопровода Тобол-Притобольск вырывали из земли при помощи трех экскаваторов и увозили в августе и сентябре - более месяца. С 11 августа по 20 сентября в полицию поступило 7 заявлений, однако экскаватор задержали только 21 сентября. И еще непонятно - надолго ли.

О расхищении государственной собственности (трубы находятся на балансе ГКП "Тобол " на ПХВ акимата Тарановского района) в редакцию "НГ" сообщил 10 сентября человек, пожелавший остаться неизвестным. По его словам, уже месяц в 2 км от поворота с трассы А-22 на Новоильиновку экскаваторы работают с утра до вечера, при хорошей погоде должны закончить работы до октября. В этом месте недавно проложили новый водовод из полиэтиленовых труб, так как действующий устарел. Остались две чугунные ветки. Руководство района собиралось оформить на старый водовод документы, сделать акт на землю и техпаспорт на трубы, чтобы продать на тендере, но все пошло не по плану.

- Буквально месяц назад, заходят какие-то (нецензурное слово - "НГ"), никого в курс не ставят - начинают копать, - сообщил нам источник. - Человек, который всю жизнь там проработал (директор ГКП “Тобол” - "НГ"), был в конкретном ступоре от такого беспредела. Он едет, пишет заявление в райотдел. Прилетает группа, их арестовывают, технику закрывают. Утром эта техника со штрафстоянки прямиком едет на трассу, дальше начинает копать. Он едет опять, второе заявление пишет - уже никакой реакции от полиции. Директор заявления написал, во все инстанции письма разослал. А что он - пойдет морды бить? Он прав - ему уже 65 лет, можно сказать, на пенсии уже, не Дон Кихот, чтобы с ветряными мельницами воевать, ему в этом поселке жить и дальше работать. А прокурорские - ноль реакции, спецслужбы - ноль реакции, хотя это стратегический объект же считается - водопровод.

21 сентября, свернув с трассы на Новоильиновку, мы обратились в поисках места раскопок к первому встречному. Им оказался человек, красивший столбы возле железнодорожного переезда. Ни секунды не раздумывая, он нам указал путь к месту, где выкапывали трубы.

Подъезжая по грейдеру к съезду на грунтовую дорогу, вдоль которой, по словам местных жителей, и работала техника, мы увидели выезжающий с грунтовки трал MAN с гос номером 028AX10 и наклейкой "Агрогазстрой".

Загружен он был желтым гусеничным экскаватором HYUNDAI R520LC-9S.

Судя по геометкам, от начальной точки раскопок до максимально отдаленной - более 8 км. Одна траншея, изредка прерываясь уже уперлась в реку, а вторая прокопана на полпути.

- Я 15 августа ушел в отпуск, вышел 14 сентября, - рассказал "НГ" аким поселка Тобол Баймагамбет КАУКИН. - Директор ГКП "Тобол" приходит, говорит, что уже месяц бегает - никому ничего не нужно, Трасса новая проходит (полиэтиленового водовода - “НГ”), рядом выкопали резервную, которая идет в метре от новой трассы, они ее не закапывают. Завтра мороз ударит - она (новая трасса - “НГ”) замерзнет. А если подпитки в котельной не будет, значит, поселок все - гибнет.

По словам акима, грунты в этой местности промерзают на 2 с лишним метра. В некоторых местах траншея, оставшаяся от выкопанной трубы, проходит в 50 см от нового водовода.

В Тоболе проживают 6 500 человек, здесь две школы, садик, больница, колледж и железнодорожная станция. В случае аварии все останутся без воды, отопления и канализации.

Своей воды в поселке нет, поэтому на реке Тобол (в Притобольске) имеется станция первого подъема, система очистки. Станция делает забор с реки и по магистральному водопроводу подает эту воду в поселок Тобол.

- Примерно месяц назад мне звонит в кабинет какой-то мужчина, сказал, что он работает на переезде Новоильиновском. Говорит - копают ваши трубы, - вспоминает директор ГКП “Тобол” Тансыкпай САДЫКОВ. - Я выехал туда. Смотрю - стоит экскаватор, два парня и копают. Спросил, на каком основании, есть ли документы. Он мне заявляет что все документы есть - обращайтесь к директору ГКП “Тобол”. Вот мы и написали заявления в РОВД, что неизвестные лица копают наши трубы.

Денег на то чтобы закопать траншею, у ГКП нет, навскидку Садыков прикинул, что для этого нужно около 5 тонн солярки (чуть меньше миллиона тенге). Месяц работы маломощного экскаватора за 4 000 тенге в час, либо неделя работы мощного экскаватора Caterpillar за 25 000 тенге в час (плюс еще, в среднем, чуть меньше миллиона).

- 9 августа мы выявили, что они начали копать, - сообщил “НГ” юрист ГКП “Тобол” Евгений ШИЛКИН. - 11-го обратились с заявлением о том, что они прокопали 150 м, в правоохранительные органы. Седьмое заявление - от 20 сентября. В первом заявлении ущерба не было - они только прокопали, но трубы еще не были извлечены.

Чтобы посмотреть фото в полном размере, откройте его в отдельной вкладке

По словам юриста, всего было три экскаватора. В чистом поле копали два колесных: Liebherr 900 (в заявлении указан как 800) с госномером AED034P и экскаватор белого цвета с гос номером P107AAE. Третий - гусеничный экскаватор желтого цвета HYUNDAI R520LC-9S без номеров (в заявлении указан как HYUNDAI R520LC-95), его использовали в труднодоступной местности - лесопосадке у железнодорожных путей. На фотографиях, которые есть у юриста, гусеничный экскаватор был тот же (судя по отметинам), что корреспонденты “НГ” видели утром на трале MAN.

- 31 миллион с лишним - стоимость трубы, - отметил Шилкин. - В соответствии с тем, что мы не можем определить состояние, оно автоматически переводится в разряд металлолома. На момент обращения стоимость металлолома составляла 53 000 тенге за тонну - из этого расчета и складывалась стоимость причиненного ущерба по количеству похищенной трубы, исходя из метража. Без учета затрат на закапывание и так далее.

Согласно расчетам юриста, метр чугунной трубы диаметром 300 мм весит 85,2 кг. Общая протяженность по двум траншеям в семи заявлениях - 6 945 м трубы общим весом 591 714 кг на сумму 31 360 842 тенге. Расстояние измерялось деревянным шагомером, поэтому может быть не точным.

Сколько труб могли быть проданы, как бывшие в употреблении, и сколько можно было восстановить до состояния “деловой” трубы, уже неизвестно. Неизвестно и сколько подобная восстановленная труба может стоить, так как цена зависит, в том числе, от остаточной толщины стенок.

Куда делись два ранее задержанных колесных экскаватора из поселкового отдела полиции, никто пояснить не смог.

В ходе нашей беседы акиму поселка позвонили и сообщили, что трал с гусеничным экскаватором HYUNDAI задержан. Его доставили в местное ДЭУ.

- Сейчас по указанию руководства задержан экскаватор, - сообщил “НГ” участковый инспектор полиции Тарановского РОВД, майор Жумабай КОНКАС. - По уголовному делу арестована техника, мы ставим ее под охрану до выяснения обстоятельств. Возбужденное уголовное дело находится в областной прокуратуре, насколько мне известно. Техника до выяснения обстоятельств будет здесь находиться.

Стоимость экскаватора аналогичной модели 2012 г. в. - примерно 40 млн тенге. Выезд техники запрещают шлагбаум и штатный охранник ДЭУ. По словам участкового, дополнительную охрану он не выделяет - это решает руководство.

На вопрос "НГ" о том, как будет организована охрана техники в этот раз, в пресс-службе ДВД Костанайской области обещали ответить позже.

Неожиданным образом земляные работы нанесли ущерб железнодорожникам.

- Эта земля железной дороги, - рассказала “НГ” мастер участка филиала Астанинской дистанции защитных лесонасаждений, депутат Тарановского районного маслихата Валентина ШЕКК. - Там, где они вырубают деревья, это не просто степь, это посадки которые были посажены для того, чтобы защитить наши поезда от ветра, снега, буранов. Да, это очень опасно и очень страшно. Данные посадки играют защитную роль, мы занимаемся их обработкой, окапываем во избежание пожара, чтобы не погибли эти растения.

По словам Валентины Никифоровны, этот участок - снегозаносимый. Ветка, вдоль которой выкорчевали деревья, основная из 5 направлений, она идет на Астану. Убирать снег с путей будет очень накладно.

- Судя по тому, что я увидела, не в моей компетенции, конечно, но не в один миллион точно, - предположила размер возможного ущерба Валентина Шекк. - Сейчас нужно съездить в территориальный комитет по лесному хозяйству в Костанае - туда еще обратимся. 20 сентября я написала заявление в Тарановский РОВД. Мне пришло сообщение, что ваше дело в архив убрали.

Валентина Шекк разговаривала с работниками, выкапывающими трубы, еще месяц назад. Двое молодых людей объяснили, что они работают, выиграв тендер. И заверили, что посадок железной дороги касаться не будут.

Кроме железнодорожников, акимата, коммунальщиков, СМИ и местных жителей, внимание на технику обратил "Казахтелеком". Судя по фотографиям, предоставленным ГКП “Тобол”, связисты 15 августа смогли вручить копателям под роспись предупреждение о проведении земляных работ в охранной зоне кабелей связи.

Полицейским же, несмотря на несколько принятых под роспись заявлений на имя начальника Тарановского РОВД (судя по фотографиям талонов), задержать технику удалось только со второй попытки, месяц с лишним спустя. Получится ли у них раскрыть преступление и не упустить экскаватор в этот раз? "НГ" выяснит и расскажет об этом.

Фото Артёма МАРУСИЧА