Умирзак Шукеев поручил выяснить, кто больше всего накручивает цены на дизтопливо

Галина КАТКОВА

11 августа 2018, 10:30 |  Государство

Вопрос о росте цен на ГСМ обсуждали 10 августа на встрече министра сельского хозяйства РК Умирзака ШУКЕЕВА с сельхозпроизводителями Костанайской области. Пояснения давал вице-министр энергетики Болат АКЧУЛАКОВ.

Речь шла о ценообразовании на так называемое удешевленное дизельное топливо, которое казахстанские нефтехимические заводы обязались отгрузить для проведения уборочной. Костанайская область должна получить 76 000 тонн с двух заводов. Вопрос - по каким реально ценам этот объем попадет в хозяйства.

Руководитель ТОО «Костанай мунай онимдери» Рафаил ФАЙЗУЛЛИН, компания-оператор которого должна поставить в регион 16 000 дизтоплива, заявил, что оно «входит в область уже по цене 169 тенге за литр».

Аким области Архимед МУХАМБЕТОВ сообщил главе МСХ, «что на пистолете литр стоит 187 тенге». При этом заместитель министра энергетики говорил о том, что с заводов удешевленное топливо отпускается по 150 тенге за литр.

- Они вырывают огромный объем из коммерческого оборота, - отметил Акчулаков. - Надо понимать, что удешевление государством не субсидируется. Сделали это сами заводы, сбавив цену примерно на 30 тыс. тенге с тонны. Это очень много.

По словам спикера, сейчас существуют объективные причины роста цен на продукцию нефтезаводов.

- Нефть дорожает. Проведенная модернизация предприятий с использованием заемных средств удорожает процессинг, то есть переработку нефти. Существенно сезонное влияние акцизов - с 1 июня до 1 ноября ставка меняется с 540 тенге до 9 800 тенге, то есть увеличивается на 8 тенге применительно к стоимости литра, - перечислил он.

Замминистра говорил также о возможных перетоках горючего в приграничных областях, например, в сопредельную РФ, где стоимость его выше на 44%. Ставил вопрос в связи с этим о возможных хищениях, а также о том, насколько реальны заявляемые хозяйствами потребности в дизтопливе.

- Не понимаю - с заводами договорились, они удешевляют. Откуда такая конечная цена? Разложите по компонентам, - предложил Шукеев. – Сколько берет железная дорога, какова маржа оператора? Сколько зарабатываете на поставке?

- 4-5 тенге, а затраты 6-7 тенге на литр, - ответил Файзуллин. – Все дело - в железнодорожных тарифах. И в том, что для нашей области транспортное плечо значительно длиннее, чем для других. Мы просили это учитывать и хоть немного субсидировать затраты.

Цифры все равно не сходились. Ситуацию попробовал прояснить директор ТОО «Алтынсарино» Борис КНЯЗЕВ.

- Мое предприятие, имея свой железнодорожный тупик, получает топливо напрямую с нефтеперегонных заводов, - сказал он. – Чистый железнодорожный тариф на мое дизтопливо составляет 9,8 тенге и 12,2 тенге, в зависимости от завода-поставщика. У моих коллег к этому добавляется стоимость затрат на налив и слив топлива, что-то еще дороге причитается за охрану вагонов. Эти затраты берет на себя оператор и он еще должен что-то заработать. Вот из чего складывается цена.

- Я не против, чтобы все зарабатывали. Но надо как-то держаться в рамках, - резюмировал министр сельского хозяйства.
И поручил детально выяснить ситуацию по ценам на услуги железной дороги и операторов. Со своей стороны вице-министр энергетики добавил, что в Павлодаре запущен пилотный проект – между ресурсодержателем, оператором и покупателем заключается электронный контракт.

- Как только, например, оператор начинает «играть копейками», система реагирует, - пояснил он.

На совещании почти не звучала тема дефицита горючего. Только руководитель ТОО «Костанай мунай онимдери» сказал, что удешевленного топлива традиционно не хватает. Сельхозпроизводители будут покупать его на свободном рынке. Сейчас цена в розницу доходит до 205 тенге. Павлодарский завод в августе остановлен на ремонт. Остается закупать дорогое российское дизтопливо.

Болат Акчулаков сообщил, что завод остановлен не полностью, в период ремонта с 5 по 25 августа 50 тыс. т горючего все-таки произведет.

Как бы то ни было, но проблемы с дизтопливом уже есть Сегодня утром «НГ» сообщили, что, например, на заправках в Карасу дизеля нет вообще, и не первый день.