"Либо поедешь в Карасу, либо вылетишь отсюда" - на процессе по делу руководителя отдела департамента юстиции выступили свидетели

Ольга ЛИХОГРАЙ

7 августа 2018, 16:16 |  Криминал

Рассмотрение уголовного дела в отношении руководителя отдела по работе с персоналом и внутренней безопасности департамента юстиции Булата ХАИПОВА продолжилось в суде № 2 Костаная сегодня, 7 августа.

Хаипов обвиняется в неоднократном хищении чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием. Конкретно - в том, что с декабря 2017-го по начало 2018 года забирал командировочные и премиальные у своих сотрудников.

Первый свидетель, руководитель отдела департамента юстиции Индира БАРШАКАЕВА рассказала, что работает в департаменте с февраля 2015 года - пришла на место сотрудницы, которая взяла декретный отпуск.

- В октябре 2017 года прошла реорганизация, - сообщила Баршакаева. - Хаипов сказал: "Либо поедешь на место территориального сотрудника в Карасу, либо вылетишь отсюда". Но на самом деле в Карасу я не выезжала, потому что там нет даже кабинета. Хаипов сказал, что я могу работать на месте, но по документам числились регулярные командировки в Карасу, куда я выезжала максимум на один день: утром уезжала, вечером возвращалась. Потом мне сказали, что нужно идти на курсы повышения квалификации.

За командировки и курсы перечислили 90 000 тенге, которые Баршакаева сняла с карточки и отдала в бухгалтерию департамента. Второй эпизод с хищением средств был в середине декабря 2017 года, когда Баршакаевой начислили премиальные.

- Еще до их начисления Хаипов собрал у себя в кабинете всех руководителей отделов и сказал, что нам будет начислена премия и часть ее нужно отдать, - пояснила свидетель. - Мне начислили 463 000 тенге. Это было много - больше, чем обычно. Когда начисляли премию в размере оклада - около 120 000-130 000 тенге. Когда мне сказали, что 120 000 тенге надо отдать, я молча отдала, сняв их с карты, ничего не спрашивая.

Второй свидетель, руководитель отдела департамента юстиции Диана УРДАБАЕВА пояснила, что еще до получения премии встретила Хаипова на лестнице и тот сказал, что часть денег надо отдать.

- Тогда я не поняла, что и сколько, - рассказала она. - Но потом другой руководитель отдела - Райхан Тлеубаева - сказала, что я должна отдать 190 000 тенге. Я молча отдала, потому что понимала, что мне начислена слишком большая премия. Оклад у меня 130 000 тенге, максимум премия могла составить 150 000 тенге, а мне начислили 460 000 тенге.

О том, что сумма премиальных почти в 500 000 тенге показалась ему слишком большой, сообщил суду и старший судебный исполнитель Амангельдинского района Амангельды АБИШЕВ, признанный потерпевшим по делу.

- Поэтому, когда мне сказали вернуть 180 000 тенге, я вернул, - рассказал он.

- А могли вы не вернуть эти деньги? - спросил судья Еремхан КАДЫРБАЕВ. - Все-таки это полмиллиона тенге. И это ваши премиальные.

- Я понимал, что это слишком большие премиальные, поэтому претензий к Хаипову не имею, - сказал потерпевший. - Иск не подавал.

- А почему вы не имеете претензий? - спросил судья. -Это же хищение государственных денег, а не денег Хаипова? Тогда вы - соучастник, а не потерпевший? Вы вот здесь стоите, краснеете, но получается, что вы - соучастник, раз у вас нет претензий? Это, конечно, ваше дело, но это странно...

Адвокат Хаипова Валентина Моисеева посчитала такую реакцию судьи давлением на потерпевшего. Но судья ответил, что может задавать любые вопросы, и сделал адвокату замечание.

Моисееву, в частности, интересовало - один ли Хаипов говорил своим сотрудникам о том, что нужно возвращать командировочные и премиальные. Как выяснилось, о деньгах говорили и другие сотрудники департамента: Жусупбаева, Макаева и руководитель отдела по взиманию алиментных платежей Райхан Тлеубаева. Но первую скрипку играл все-таки Хаипов, хотя у него было вышестоящее руководство. На вопрос, почему так получилось, свидетель Баршакаева отметила: "Потому что он себя так поставил".

Фото Ольги ЛИХОГРАЙ