ТОО «ФК «Тобол» отметил окончание сезона, потратив более полумиллиона тенге за один вечер

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

14 декабря 2017, 08:28 |  Общество

Вечером 5 ноября, после матча с «Атырау», в костанайском караоке-баре MozArt футболисты, тренерский штаб и руководство ТОО «Футбольный клуб «Тобол» отмечали закрытие пусть и не очень удачного, но все-таки сезона. А 7 ноября был заключен договор о госзакупках, предметом которого являлись «представительские расходы». Как выяснили корреспонденты «НГ», под этим широким понятием и подразумевался тот самый «скромный» банкет стоимостью 581 022 тенге.

В августе Николай Панин на встрече болельщиков говорил о задаче - «попасть в еврокубок»  / Фото из архива «НГ»

Договор о государственных закупках, оформленный «задним числом», находится в свободном доступе на сайте goszakup.gov.kz. Способ осуществления закупки - из одного источника путем прямого заключения договора. Заказчик - ТОО «Футбольный клуб «Тобол» (с 50-процентным участием государства - «НГ»), поставщик - ИП Фомичева Екатерина Борисовна. Краткая характеристика звучит весьма туманно: услуги, связанные с представительскими расходами в пределах установленных норм.

Открываем техническую спецификацию и натыкаемся на… меню. При первом взгляде на него в памяти всплывает сцена застолья из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Правда, «икры заморской баклажанной» здесь не было, зато были 5 порций бешбармака по 4,5 кг каждая (115 000 тенге), семга (110 000 тенге), салаты и прочая гастрономическая мелочь на крупные суммы. Только обслуживание потянуло на 62 250 тенге.

В ноябре клуб потратил на банкет в честь окончания сезона полмиллиона тенге

Боже упаси нас считать чужие деньги и гадать, кто сколько съел. Журналистов как налогоплательщиков заинтересовал один вопрос (и снова цитата из легендарного фильма): за чей счет банкет?

Представительские - это какие?

Мы выяснили, что 581 022 тенге были проедены в караоке-баре MozArt. Позвонили туда. Сотрудница заведения передала трубку Екатерине Борисовне, которую представила как бухгалтера. Решили не ходить вокруг да около, спрашиваем:

- Вы недавно заключали с ФК «Тобол» договор о госзакупках?

- Да, - последовал ответ.

Утвердительно ответила Екатерина Борисовна и на вопрос, «закрывали» ли футболисты на основании этого договора у них сезон. На дальнейшие вопросы отвечать отказалась, посоветовав обратиться в ФК «Тобол».

Закрытие сезона в караоке-баре MozArt оформили как представительские расходы / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

К тому времени директор ТОО Николай ПАНИН уже получил запрос от «НГ», в котором было всего 2 вопроса. Первый: какие именно услуги подразумеваются под словом «представительские»? Статья 102 Налогового кодекса РК гласит: «К представительским расходам относятся расходы по приему и обслуживанию лиц, в том числе физических лиц, не состоящих в штате налогоплательщика, производимые при проведении следующих представительских мероприятий, независимо от места их проведения: 1) По установлению или поддержанию взаимного сотрудничества; 2) По организации и (или) проведению заседаний совета директоров иного органа управления налогоплательщика, кроме исполнительных органов».

Там же написано, что к представительским расходам не относится «организация досуга, развлечений, отдыха». Так как именно эти слова напрашиваются в связи с банкетом в честь окончания сезона, очень хотелось узнать по этому поводу мнение человека, который выступал от лица заказчика.

Второй вопрос был, как говорится, в лоб: правда ли, что сумма в размере 581 000 тенге была уплачена ИП Фомичевой за банкет в честь окончания футбольного сезона?

Ответ пришел, мягко говоря, странный и совсем не по существу: «Сообщаем о том, что договор о государственных закупках услуг от 07.11.2017 г. не является предметом рассмотрения спора в суде или иных компетентных органах. Просим вас уточнить: с какой целью было направлено в адрес ТОО «Футбольный клуб «Тобол» письмо исх. № 297 от 07.12.2017 г.».

Свои кровные

Когда мы уже готовы были удовлетвориться и таким ответом, г-н Панин лично пригласил журналистов «НГ» на беседу. Это было очень кстати, так как за время расследования появился еще один вопрос: почему «представительские услуги» были оказаны 5 ноября, а договор о государственных закупках заключен 7 ноября? При этом в документах «планируемая дата исполнения» - 30 ноября.

На банкете присутствовали футболисты, администрация клуба и тренеры / Фото из архива «НГ»

Однако разговор сразу не задался. Условие принимающей стороны было такое - никаких диктофонов, фотоаппаратов и камер. Что очень удивило, так как Николай Панин лишил нас возможности привести его цитаты дословно. К тому же разговора тет-а-тет не получилось - в кабинете, кроме директора, присутствовали его заместитель Ольга Соболева и начальник юридического отдела Оксана Кацюба, которые постоянно пытались отвечать вместо начальника.

Суть разговора свелась к тому, что ужин в честь окончания сезона был оплачен не из бюджетных средств, а из собственных денег ТОО. Бюджет предприятия разбит на 3 позиции: государственные, спонсорские и собственные средства. Последние футбольный клуб зарабатывает на Наримановском и оптовом рынках, которые являются структурными подразделениями ТОО, продаже билетов и т. д. При этом даже свои кровные «Тобол» в обход госзакупок тратить не может.

По словам Панина, на банкете присутствовали около 40-50 человек. И это был всего лишь скромный ужин, так как планировалось «более масштабное мероприятие совсем в другом месте». Планы нарушил последний тур чемпионата, после которого, несмотря на победу, «Тобол» оказался на 5-м месте - за пределами зоны еврокубков.

Добавим от себя: игра с «Атырау», о которой говорил Панин, состоялась 5 ноября. Именно после нее, по информации «НГ», все и отправились в MozArt...

Секретное число

И вот на этом интересном месте все и закончилось. Информация о дате проведения банкета оказалась секретной. Когда мы задали вопрос о том, почему договор появился через 2 дня после того, как услуга была уже оказана, Николай Панин пригласил в кабинет специалиста по госзакупкам Аллу Искакову. Сотрудница сказала, что на банкете не была и потому не берется судить, когда отмечали окончание сезона. На расстоянии вытянутой руки от нее сидел Николай Панин, который точно присутствовал на банкете и явно знал точную дату. На просьбу просветить своего сотрудника он сказал:

- Я не буду отвечать на этот вопрос.

Оксана Кацюба сообщила, что пояснения будут только «в рамках вашего запроса». Зачем надо было приглашать на личную беседу с глазу на глаз, нам так никто ответить и не смог. На прощание Панин посоветовал обратиться к их учредителю - ГУ «Управление финансов акимата Костанайской области». Мы вняли совету.

- ТОО «Футбольный клуб «Тобол» является субъектом госзакупок, - подтвердила руководитель управления Алма ЖУСУПОВА. - Такое понятие, как представительские расходы, в бюджетном законодательстве есть. Оно достаточно широкое и включает в себя мероприятия, которые могут повысить привлекательность данного субъекта, показать его с лучшей стороны... Конкретно об этой ситуации я пока ничего не могу сказать. Мы, как учредитель, решаем более глобальные вопросы. В любом случае мы обратим внимание на этот договор и в ближайшее время разберемся.

А пока идут разбирательства, поразмышляем о приятном - о деньгах. Несмотря на то, что сведения о своем бюджете футбольный клуб «Тобол» рьяно охраняет от всяческих журналистских поползновений (сколько мы ни пытались выяснить конкретные цифры, все время получали отписки), ясно одно - расходы клуба значительно превышают его собственные доходы. Это - во-первых. Во-вторых, неужели у футболистов, тренеров и «верхушки» клуба такие маленькие зарплаты, что они не могут позволить себе ужин в развлекательном заведении? Ведь можно было потратить эти полмиллиона тенге на нужды клуба и сэкономить государственные деньги...

И в заключение - свежая цитата депутата мажилиса Маулена АШИМБАЕВА, которую он озвучил 13 декабря во время общественного обсуждения в рамках проекта «Ашык арна»:

- Имеет место непрозрачность использования бюджетных средств как госструктурами, так и теми субъектами, которые получают бюджетные средства. В законе четко прописано, что даже негосударственные структуры, ТОО, НПО, которые получают бюджетные средства, должны обеспечить открытость информации об использовании этих средств...