Вернуть доверие населения к полиции хотят в МВД в рамках масштабной реформы

12 ноября 2017, 08:25 |  Государство

Министерство внутренних дел Казахстана намерено провести глобальную реформу, по результатам которой некоторые сотрудники могут лишиться погон. В МВД уже создали специальную группу, которая в следующие три месяца подготовит план по усовершенствованию системы ведомства, сообщает корреспондент Тengrinews.kz.

Как рассказала операционный руководитель проекта Европейского Союза "Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане" Сауле Мектепбаева, около месяца назад проекту ЕС, на тот момент успешно работавшему с прокуратурой в вопросах трансформации, предложили поработать с МВД.

- Мы встретились с министром и предложили свою помощь. Он идею поработать с нашей командой экспертов поддержал. В министерстве была сформирована команда из представителей ключевых служб, и уже на этой неделе мы начали интенсивную работу с этой командой. Все они, опытные сотрудники системы, которые понимают и знают вызовы, с которыми сталкивается МВД, - отметила она.

По ее словам, в Казахстане в последние годы произошел разрыв и противопоставление "полиция - общество". Она подчеркнула, что полиция - многочисленна и это "огромная махина", которая отвечает за большое количество госуслуг. 

- Когда некоторые проекты в государстве шли плохо или проваливались, они передавались в МВД. Эта машина переваривала их, и плохо или хорошо, они начинали работать. На самом деле, мы не всегда понимаем, где начинаются и где заканчиваются услуги полиции. Важно понять, кто выполняет функции полиции в чистом виде, а где у нас все-таки поддерживающий персонал, и вот эти самые полицейские "в чистом виде" - должны быть образчиками идеального качества. Вот им можно и зарплату повышать, и соцпакет гарантировать, и шить качественную форму, заботиться об их спортивной форме и моральных качествах, и соответственно - спрашивать, - добавила Сауле Мектепбаева. 

По ее мнению, вычленение такой группы позволило бы правильно распределить ресурсы, и позаботиться о самом полицейском, а не о всех, кто работает в правоохранительных органах, какую бы сложную функцию они не выполняли. Мектепбаева отметила, что попытки вычленить "чистую полицию" уже были, но это все еще актуально. 

- Меняется преступность, возникают новые вызовы, растут города, появляются новые технологии. Там, где раньше стоял полицейский, возможно, его могут заменить камеры и специальные программы. Посмотрите, как с появлением "сергек" изменилось поведение водителей на дорогах? Могли бы мы этого добиться с полицейскими на каждом перекрестке, и сколько бы государству стоили огромное количество полицейских? - рассказала эксперт. 

- Мы сильно экономим на полиции. В местах массового скопления устанавливается пластиковый "скворечник", и общество не задумывается о том, как должен работать полицейский, который в этом скворечнике сидит, и это общество охраняет. Мы хотим, чтобы полицейский олицетворял достоинство, образованность и отзывчивость, но на самом деле о достоинстве самого полицейского мало кто заботится. Мерзнет ли он там, мокнет под дождем, как и где кушает за время дежурства, которое может доходить и до 12 часов подряд. Потом злорадствуя, общество разбирает на свои аккаунты фото и видео полицейского, справляющего свою нужду. В крайнем случае - человека уволят. Системно вопрос уважения к тем, кто приступает на эту службу, не решается. А почему? Потому что есть разница между тем, сколько стоит полицейский пункт с туалетом и отоплением и пластиковая будка. И вот бремя этой экономии - несет полицейский, потому что при всех составляющих - это он гарантирует общественную безопасность, - пояснила Мектепбаева.

Еще одним немаловажным вопросом, который необходимо решить, считает эксперт, является дежурная часть.

- С точки зрения услуг, дежурная часть - это фронт офис полиции. Люди, которые приходят в дежурную часть должны получать услуги быстро и эффективно. Принцип - такой же как в банках. Другой вопрос - что, приходя в банк, потребители осознают, какие услуги банк осуществляет. В случае с дежурной частью - ситуация не всегда также проста, как в банке. Какие-то вопросы гражданско-правовые, и с ними нужно идти в суд, на какие-то нужно реагировать моментально, на другие - нет. Поэтому здесь "оператор зала" важнее на самом деле, чем в банке. И снова - теоретически схема работы дежурной части давно расписана, на деле - работает она неповоротно и не всегда эффективно, - поделилась она.

По словам Мектепбаевой, в системе МВД постоянно происходят различные преобразования.

- Отличие этой группы не в том, что никто никогда не реформировал полицию. Отличие в философии, в комплексности подхода и использовании самых передовых знаний о переменах и том, как они работают. Группа занята тем, что с нашей помощью будет в течение ближайших трех месяцев вырабатывать пакет мер для рассмотрения министра на основании понимания того, что нужен новый формат работы, который вернул бы доверие населения к полиции и позволил ей эффективно защищать общественный порядок и нас с вами, - подытожила она.