Тимур ГАФУРОВ: Вербальные интервенции

«Заявление председателя Нацбанка стало тестом на доверие населения к власти»
19 октября 2017, 07:45 |  Мнения

Внезапное укрепление курса тенге, хоть и было предсказано председателем Нацбанка РК Данияром АКИШЕВЫМ, все равно напугало казахстанцев - пожалуй, не меньше, чем предыдущее многомесячное его ослабление. Потому что причины этого явления остаются для народа такими же непонятными, как и обстоятельства, которые привели к падению нацвалюты.

В начале сентября Нацбанк объяснил рост курса доллара, в частности, «девальвационными ожиданиями» населения, которые подогревались отдельными экспертами. Что же случилось с этими ожиданиями? По мнению экономиста Евгения СЛЕСАРЕВА, которое он озвучил в комментарии порталу 365info.kz, основной причиной укрепления курса стало решение Нацбанка продать до конца 2017 года около $1 млрд из резервов Нацфонда.

- Г-н Акишев просто сказал, что готов использовать эти средства, если они понадобятся, - отметил экономист. - Но он не сказал, что они будут их использовать. Если курс тенге будет достаточно стабильным и устроит и сам Нацбанк, и экономику Казахстана, то никаких интервенций проводиться не будет, все будет тихо и спокойно.

То есть заявление главы финрегулятора сыграло роль психологической атаки, которая привела к успеху безо всяких на то экономических обоснований. Что вполне логично - если пессимизм миллионов, подогреваемый отдельными экспертами, двигал тенге вниз, то оптимизм самого главного специалиста в этом вопросе обязательно повернет вектор на 180 градусов. Правда, ненадолго.

- Но надо сказать, что в мировой практике вербальные интервенции, если за ними не следуют какие-то реальные действия, носят краткосрочный характер, - пояснил Слесарев.

Интересно, что свои волшебные слова председатель Нацбанка произнес 9 октября, в первый рабочий день после крайне эмоциональной речи президента Кыргызстана Алмазбека АТАМБАЕВА, тоже своего рода вербальной интервенции, потянувшей за собой цепочку осложнений во взаимоотношениях двух государств. Вполне возможно, что крайне эмоциональная реакция Казахстана на эту речь была вызвана не столько обвинением в попытке повлиять на выбор будущего киргизского президента, сколько увесистым камнем, который нынешний киргизский президент кинул в наш цветущий огород.

- ВВП Алматы в 5 раз больше чем ВВП всего Кыргызстана, ВВП Казахстана больше ВВП Кыргызстана в 8 раз. И валовый продукт Казахстана в доходах в 10 раз больше Кыргызстана, - похвалил соседей Атамбаев. После чего задал каверзный вопрос: - Почему тогда пенсии Казахстана больше в полтора раза, а не в 10 раз, и тарифы выше в 5 раз?

И сам же ответил:

- Потому что разворовывают богатство Казахстана.

И пришлось уже премьер-министру РК дважды объяснять, что дела в Казахстане идут действительно так хорошо, но совсем не так плохо. Причем этот «ответ Чемберлену», как подметили политологи, очень напоминал отчет правительства президенту, только не нашему, а чужому.

В такой ситуации вербальная интервенция Нацбанка стала тестом на доверие населения к заявлениям свыше. Судя по результату, уровень легитимности у нашей власти достаточно высок, и его снижение, в отличие от курса тенге, не ожидается. При условии, что народ не будет особо задумываться над словами соседнего президента.