Евгений ШИБАРШИН: Осадок останется

«Некоторые в конфликте Кыргызстана и Казахстана намекают на российский след»
12 октября 2017, 07:49 |  Мнения

Словесная дуэль между руководством Кыргызстана и Казахстана вышла на новый уровень. Начиналось все с укола внешнеполитического ведомства Кыргызстана по поводу «вмешательства» соседа в их выборную кампанию. Казахстанский МИД ответил «выражением недоумения».

7 октября уже президент Кыргызстана Алмазбек АТАМБАЕВ разразился серией ударов. Наиболее болезненным оказался упрек: «Если вы такие богатые, то почему ваш народ живет так бедно?». А потому, дескать, не нужно подсказывать киргизам, кого им выбирать своим президентом.

- Если наши соседи не очухаются, не опомнятся, я буду говорить по-другому, - пообещал Атамбаев. И заявил: - Я горжусь, что подал пример справедливого, честного президента.

9 октября премьер-министр Казахстана Бакытжан САГИНТАЕВ опубликовал заявление, в котором «проинформировал кыргызскую общественность о реальном экономическом развитии Казахстана».

- Подтверждая приверженность курсу развития двусторонних отношений с Кыргызской Республикой, уверен, что безответственные, провокационные по своей сути и ложные утверждения президента Кыргызстана, сделанные в предвыборных целях, не должны нанести ущерб многовековым узам дружбы и взаимной помощи между нашими странами, - заявил он.

То, что «безответственные» утверждения связаны с предвыборной кампанией, сомнений не вызывает. Но нужно ли доходить до крайностей только потому, что на приеме у президента Казахстана недавно побывал кандидат на пост главы Кыргызстана из числа неугодных Атамбаеву? Что может стоять за этими эмоциональными всплесками? Отсутствие опыта межгосударственных отношений? Качества личного характера? Ощущение слабости позиций своей креатуры в выборной гонке? Или, все-таки, хорошо просчитанные шаги с использованием политтехнологии?

Каждый из названых моментов, на мой взгляд, присутствует, но решающее значение играют технологии. Эксперты утверждают, что кандидат от партии Атамбаева в числе лидеров президентской гонки до последнего времени не числился. Чтобы подтянуть к нему еще не определившуюся часть электората, глава Кыргызстана решил задействовать националистический ресурс. Заодно и ссылкой на то, что главный противник – ставленник соседнего государства, уменьшить число его сторонников.

Ставка на патриотические чувства граждан для утверждении во власти (или в борьбе за нее) стала характерной приметой сегодняшних политических реалий. Политики прекрасно это понимают. Поэтому в случае избрания главой Кыргызстана ставленника Атамбаева особых проблем в сглаживании наговоренных сейчас резкостей не будет. Потому как реальные отношения будут определяться не публичными высказываниями лидеров, а объективной ситуацией в экономиках двух стран, их положением в регионе и в глобальном сообществе.

Но осадок в умах граждан соседних государств останется. Хорошо, если этим все и закончится. На постсоветском пространстве есть и другие примеры. Кстати, некоторые «политологи» казахстанского разлива в накрученной ситуации между Кыргызстаном и Казахстаном намекают на российский след. Постколониальный синдром их по-прежнему не отпускает.