Костанайский театр кукол поставил самый масштабный спектакль в своей истории

Лика НОВИКОВА

23 сентября 2017, 14:23 |  Культура

Премьера спектакля "Белая дочь степей" по пьесе Бийке Кулунчаковой состоялась в областном театре кукол сегодня, 23 сентября. С этой же постановкой режиссер театра Геннадий ИВАНОВ собирался на Международный кукольный фестиваль в Алматы еще 7 лет назад.

- Тогда не получилось - у нас не было финансов, так что я присутствовал там, как член жюри, - поделился он с "НГ". - Фотографии спектакля показал секретарю российского центра Международного Союза деятелей театра кукол (UNIMA) Валерию Шадскому и председателю жюри, пану Мареку Вашкелю, который сказал: "Мне бы хотелось показать этот спектакль у нас в Польше. Если бы вы подали заявку, мы бы вас пригласили". У него экспериментальный, авангардный театр, он любит всякие новаторские вещи. Я задался мыслью - как оживить Степь. Тогда мы с художником Надеждой Кузьминой стали думать, и она предложила хитоны. Думаю, что дети с первого по четвертый классы будут смотреть спектакль, а малыши испугаются. 

Зрителей на премьере вновь поставленного спектакля было немного, но все дети внимательно смотрели за развитием сюжета. 

Пьеса начинается с разговора у ручья между волчонком Болатом и сайгачонком Жел Жетпесом.  

- Чистая-волчистая. Вкусная-волкусная. Если волчонок пьет воду... и она вкусная, получается - волкусная.

- А если пьет сайгачонок, получается прозрачная-сайгачная.

Старый волк Намарт рассказывал своему сыну Болату, что дикий зверь здесь живет по закону Степи, поэтому можно всегда угадать, как он поступит. Но никогда нельзя угадать, как поступит человек.

- Всегда Степь была Степью. И свистел над ней ветер и, шурша, проносилось над нею Перекати-Поле... - говорил старый волк. - Злое? Доброе? Так говорят только люди. Перекати-Поле - не злое и не доброе, а такое, каким должно быть по закону Степи.  Между прочим, оно иногда превращается в красавицу-колдунью.

Но героям не раз пришлось нарушить законы Степи. Звери дружат с человеком, помогают победить злую колдунью Сулу (Перекати-Поле). Они начинают понимают, что дружба и любовь способны победить коварство и злость. И это становится ценностью Степи, несмотря на вековые законы.

- Бросить своего детеныша! Вот уж верно - никогда не угадаешь, как поступит человек! А еще меня прозвали Намартом, что значит - коварный! - причитал старый волк. - Я не коварный, я просто волк и живу по закону Степи. По закону я должен был бы съесть эту девочку... но мне больно внутри. Мне больно смотреть, как ее бросили. Из-за  этой колючей ведьмы Сулу, что разрушила мое логово! 

В спектакле все сделано для того, чтобы вниманиебыло неотрывно направлено на сцену. Маленькие зрители впервые наблюдали, как трансформируется живая ширма. Плавные переходы, перенос кукол - в каждом движении актеров бережное отношение и помощь друг другу.

- Такого масштабного спектакля, где была бы задействована практически вся труппа, еще не было, - отмечает Геннадий Иванов. - Работой, конечно, доволен. В задумках у нас - сделать концертную программу для взрослых. Сначала это будет что-то легкое, с юмором. А потом - приучать к серьезным спектаклям, например, по поэме "Мертвые души". У нас взрослые пока не приучены к театру кукол. Я когда актерам показал видео, они все захотели поработать. А еще этот спектакль сколачивает ансамбль. Актеры едины, переживают друг за друга, помогают. Значит, им нравится. Месяц у нас была только читка, потому как актер передает эмоции голосом. После этого эксперимента глаза у актеров горят на новые постановки. 

Даже сквозь полностью закрывающие тела и лица костюмы видны чувства, которые выражают актеры. 

- Вот хотелось чтобы и взрослые посмотрели сказку. Думал сделать показ вечером - скажем, в 7 часов вечера - семьями пришли бы сюда и посмотрели спектакль, - говорит режиссер. - Сегодня много новых форм, Россия впереди идет. И мне хочется, чтобы наш театр не отставал. У нас был взрослый спектакль - еще находясь в драмтеатре, мы ставили "Божественную комедию". Сначала все смеются, а в конце зритель уходит с серьезными мыслями - когда Создатель прощается. Вообще театр кукол - не детский. Греки ставили пьесы Софокла в масках, марионеточные куклы появились в церкви. Под руководством Сергея Образцова создался государственный театр кукол. В Челябинске скоро будет проходить фестиваль взрослых спектаклей. И у нас в планах отвезти спектакль "Белая дочь степи" на международный  фестиваль "Петрушка Великий" в Екатеринбурге.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА