Смотр-конкурс картин и поделок заключенных провели в костанайской колонии максимальной безопасности

Татьяна НАЗАРУК

17 августа 2017, 13:31 |  Культура

Конкурсы творческих работ в УК-161/2, где отбывают наказание за самые тяжкие преступления, проводят регулярно. С помощью искусства заключенных стараются вернуть в прежнюю жизнь и дают им шанс выйти на свободу пораньше: победа в конкурсе отмечается в личном деле.

Сегодня, 17 августа, в колонию пригласили члена Союза художников РК Сергея ЛУГОВОГО и заведующую областной картинной галереей Саю КАЛИНОВУ, чтобы из предложенных работ они выбрали лучшие картины и изделия прикладного искусства для областного конкурса. За работой жюри наблюдали журналисты.

Пройдя несколько пунктов пропуска и миновав заборы с колючей проволокой, мы попадаем в небольшую комнату, напоминающую выставочный зал. На столах аккуратно расставлены картины, деревянные поделки, изделия из бисера и пластика. Всё очень яркое, красочное и жизнерадостное по сравнению с атмосферой тюрьмы. В углу в серой форме скромно стоят авторы этих работ.

- Знакомьтесь с нашими ребятами, не стесняйтесь! - обращается к журналистам и гостям начальник воспитательного отдела УК-161/2 Мурзахмет КОЖАГЕЛЬДИНОВ. - У нас такие конкурсы проходят ежегодно. Сначала выбираем лучшее в стенах нашего учреждения, потом едем на областной этап. Все изделия потом отправляем в детские дома.

Немного привыкнув к вниманию прессы, заключенные начинают показывать свои творения и делиться мыслями. Внимание «НГ» привлек большой и величавый корабль, вырезанный из дерева, с черными парусами.

- Я всего три года как начал резьбой по дереву заниматься, до этого 4 года ни к чему подобному душа не лежала, - рассказал Геннадий БОРИСКОВ, сделавщий модель корабля. - На свободе я был разнорабочим, с творчеством не соприкасался. Всему научился здесь. Я пробовал себя еще в живописи, но решил, что дерево - это однозначно моё. На этот корабль у меня ушла неделя. Вырезал все детали, обработал наждачкой, покрывал нитрокраской, чтобы не портилось и блестело. Паруса сделал из пленки, они разного цвета продаются. Это плотный материал, из него лучше делать, чем из ткани. Создается ощущение, что паруса надувает ветер. Это выглядит естественней. Узоры на палубах я выжигал.

В корабле очень много мелких деталей: корабельные бочки, штурвал, пушки, якорь.

- Это же сколько выдержки и силы воли нужно, чтобы все это смастерить, - подошла к нам Сая Калинова. - Отдает даже какой-то морской романтикой.

Геннадий сейчас трудится в бригаде прикладного искусства.

- Это настолько затягивает, что я даже на тюремные мероприятия опаздываю, - говорит заключенный. - С утра пораньше уже иду в мастерскую и работаю.

На море Борисков никогда не был. Но надеется, что когда выйдет на свободу, сможет осуществить свою мечту.

Возле большой картины, написанной заключенным Дмитрием ЧЕРНЫШЕВЫМ, долго стоял Сергей Луговой. Профессиональный художник был явно впечатлен работой самоучки.

- Что-то из образов я придумал сам, что-то где-то уже видел и перерисовал, - рассказал Чернышев. - Я изобразил здесь охоту, природу. На заднем фоне горы, на переднем - горная река. С маслом работал впервые. Я считаю, что за 2 года здесь я многого добился. Мне осталось 4 года. Осудили за наркотики. Когда выйду отсюда, обязательно начну работать.

Самым общительным среди всех авторов работ оказался Валерий ЮРЧИЦАЙТЕС - литовец с казахской душой. Он в колонии успевает писать стихи, заниматься ручной работой и помогать своим товарищам найти себя в творчестве.

- Я уважаю традиции и вероисповедание того народа, на земле которого я родился, - поясняет заключенный и показывает свою работу. - Здесь у меня две юрты, мостик соединяет соседние дворы. Мелочовку я делаю из подручных средств. Бывает, во дворе камешек красивый найду, веточку, кусок коры. Всему найду применение. У меня отец художником был, мать тоже рисовала. Они когда-то из столицы Литвы, Вильнюса, приехали в Целиноград. Потом в Петропавловске у них своя телестудия была, я там время мальчишкой бегал. На свободе резьбой занимался, сейчас прикладным искусством. Еще хочу поэтическую встречу организовать. У нас подобного еще не было.

На работу в национальном стиле у 51-летнего Юрчицайтеса ушел месяц с большими перерывами. Но заключенный говорит, что вполне можно управиться и за 10 дней.

Среди 24 изделий были картины, писаные акварелью и маслом, вырезанная из дерева вешалка, олимпийский мишка, несколько шкатулок и даже кухонные принадлежности - разделочная доска, «толкушка», лопатки. Кто-то даже вырезал колобка и назвал его современным смайликом, то есть улыбкой. На подставке желтым вырезано: «Жизнь прекрасна».

- Дерево - это символ жизни и творчества, - говорит заключенный Павел ОЗЕРАНСКИЙ. - Я люблю работать с этим материалом. На выставке есть моя шкатулка. Она у меня получилась широкая, стороны не ровные, а волнообразные. Этим я хотел сказать, что и жизнь у нас такая же - непостоянная. Внутри шкатулка обшита бархатной тканью зеленого цвета, который тоже символизирует жизнь.

По словам Павла, когда он встал на пусть исправления, стал открывать в себе новые способности. Теперь он - ответственный за культурную часть.

Члены жюри выбрали лучшие картины и изделия.

- Им очень нужна эта деятельность, чтобы продолжать жить и избавляться от этой болезни под названием заключение, - поделился с «НГ» впечатлениямиСергей Луговой. - Никто ни от чего не застрахован, поэтому всегда важно продолжать жить и замечать прекрасное вокруг. Эти ребята делают хорошие вещи, они соприкоснулись с искусством. Мне запомнилась картина Чернышева. Там есть проработанные детали, это интересно. Выполнено - будто на профессиональном уровне. Вот только я заметил, что работы немного серые. Понятно, что у них среда такая, это влияет. Им нужно больше ярких красок. Я планирую поддерживать связь с руководством колонии и помочь с материалом для творчества. Возможно, смогу привести сюда краски.

Сотрудники УК-161/2 говорят, что в таких выставках и конкурсах заключенные всегда участвуют с удовольствием. Для них это способ отвлечься от тюремных будней и найти себя в чем-то новом.