Аркадий ДЕНИСОВ: Бытие определяет сознание

"В стране, где все покупается и все продается, модернизация сознания невозможна"
13 мая 2017, 06:55 |  Мнения

Итак, глава государства предложил нам всем модернизацию общественного сознания. Тем самым он признал, что все прошедшие 25 лет этой проблемой никто не занимался, ее как бы не существовало.

Мало того, до сих пор практически не употреблялось выражение «общественное сознание». Сама форма общественно-политического устройства страны предполагала и поощряла индивидуальные усилия по решению жизненных проблем. В результате произошла тотальная атомизация граждан, когда никому нет дела до других, когда эгоизм стал главенствующим мотивом в общественном проявлении. О патриотизме говорить тоже не приходится, жизнь не дает его примеров со стороны представителей власти. Везде личный интерес, нескрываемая корысть и стяжательство, неуважение к законам. Да и сами законы власть пишет под себя, сплошь и рядом оставляя лазейки для своего бизнеса, которым заниматься чиновникам вроде бы запрещено.

И вдруг эта статься Елбасы, написанная, и этого не отнять, весьма основательно. Но кто сегодня ее читает, а тем более примеривает к себе? Я не беру во внимание штатных толмачей, которые по должности обязаны разжевывать людям все спущенное сверху. Отношение к подобным документам целиком зависит от социально-экономических условий жизни, а не от оголтелой пропаганды. Успешно «зомбировать» народ, занимаясь агитпропагандой, власть может при одном непременном условии - что ей большинство людей доверяет. Чего сегодня в стране нет. Прежде, чем модернизировать общественное сознание, власти самой необходимо модернизироваться в сторону демократизации, прозрачности и ответственности перед народом за принимаемые решения. Без этого модернизация будет очередным сотрясением воздуха, ничего не меняющим в жизни общества.

Никакое воздействие на сознание людей невозможно без четкой государственной идеологии и морального авторитета власти в глазах населения. И первое, и второе у нас сегодня в большом дефиците. Народ не может доверять власти, когда видит ее хитромудрое отношение к коррупции. Многие годы не вводится обязательная декларация о доходах и расходах, отсутствуют жесткие меры к коррупционерам вплоть до смертной казни. Наоборот, сегодня мы видим показательные процессы, где расхитители заключают процессуальные соглашения с прокуратурой и остаются на свободе, хотя они преступили закон. А те, кто сел, в первую очередь попадают под амнистию «за хорошее поведение». Такое впечатление, что власти придумали амнистию для себя любимых. Это пародия на правосудие, она только открывает шлюзы для тотальной коррупции в стране.

Не лучше дело с идеологией. Во-первых, нет четкого представления о государственной идеологии, во-вторых, нет национальной идеи, которая бы сплотила под свои знамена все слои населения. Сегодня между властью и обществом - пропасть, которая только растет, как и разница в уровне жизни. Вы посмотрите, как легко, одним росчерком пера увеличиваются оклады у депутатов парламента и силовиков. Причем рост на 25-50% увеличивает оклады на 50-150 тыс. тенге. Сравните с возней вокруг индексации пенсий. Здесь жалкие 9% дают рост пенсий на 4-6 тыс. тенге, причем индексирую только часть пенсии, да и эти крохи назначают с июля. Хорошо, что хоть не с 31 декабря. Недостойная возня не прибавляет авторитета власти.

А реакция властей на паводок - это яркий пример озабоченности чиновников, в первую очередь, за свою шкуру. К слову, народ ждет отчета, куда подевались сотни миллиардов средств, выделенных на предотвращение затоплений. Совершенно очевидно, что они разбазарены до паводка.

Вот такие телодвижения властей модернизируют общественное сознание больше любых призывов сверху, а тупые речи местных идеологов и прикормленной общественности, где начисто отсутствуют собственные мысли и оценки, зато густым потоком идет славословие и «одобрямс», способны завалить любую полезную инициативу. Как уже было не раз.

В статье есть пункт о культе знаний, абсолютно правильный теоретически. Но что мы имеем на деле? За годы независимости в стране четко проявилась одна нездоровая тенденция - акимы уважать себя перестанут, если не будут кандидатами наук, ну а депутаты Парламента - докторами. Естественно, диссертации за них строчат «негры», а вклад этих работ в науку - нулевой. В конце 90-х президент пригласил в Казахстан Галыма Абильсиитова, известного физика-ядерщика, одного из авторов лазерного оружия в СССР. Специально для гостя открыли министерство науки и наукоемких технологий, которое он и возглавил. Проработав два года, Галым, человек прямой, сообщил хозяину, что от так и не обнаружил в стране ученых и тем более - наукоемкие технологии, и вернулся в Дубну, к академику Евгению Велихову.

С тех пор, как можно догадаться, ситуация в стране не улучшилась. У чиновников и депутатов в руках появились огромные деньги, нажитые, как сами понимаете, непосильным трудом, и для них не проблема за 2-3 млн тенге получить ученую степень. Кстати, в РФ Путин озаботился ростом числа докторов наук среди губернаторов и дал команду проверить их фактический вклад в науку. У нас подобная проверка обречена на провал ввиду безукоризненного действия схемы «Баке-Саке-Маке». Отсюда следует еще один неизбежный вывод: в стране, где все покупается и все продается, в принципе невозможна модернизация общественного сознания.

Вот что сказано в статье о прагматизме: «Прагматизм есть противоположность расточительству, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества - это культура умеренности, достатка а не роскоши, это культура рациональности». Замечательное определение. Вот его и надо внедрять в ближайшее окружение Елбасы и национальную элиту, которая соревнуется друг с другом в роскоши и крутизне. А основной массе населения, что называется, не до жиру - быть бы живу, и вряд ли что изменится в обозримом будущем. Известный политолог Султанбек Султангалиев сказал: «Модернизировать общественное сознание - это не бесбармак сварить. Данный процесс невозможно реализовать по заказу». Необходимы условия, упомянутые выше.

А пока полкучается, что статья Елбасы - не более, чем благое пожелание, в чем-то смахивающее на «Утопию» Томаса Мора и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, наивные и трогательные в своей наивности мечты.