Евгений ШИБАРШИН: Приехали...

«Некоторые парламентарии, похоже, «прозрели»
10 мая 2017, 07:39 |  Мнения

4 мая министр юстиции РК Марат БЕКЕТАЕВ презентовал в мажилисе проект конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан».

Поправки предложено внести в 8 конституционных законов. В рамках начатой в Казахстане конституционной реформы данные изменения призваны, в том числе, и конкретизировать правовые основы перераспределение полномочий между всеми ветвями власти.

Нового в этих новеллах ничего нет. Их «по косточкам» разобрали еще при обсуждении проекта изменений Конституции. Поэтому тут и комментировать нечего. Если б не один примечательный момент. Парламентарии еще только начнут обсуждать данный законопроект в рабочей группе Комитета мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе, а депутаты уже споткнулись о порог, который сами же выстроили.

Еще 3 марта, когда окончательный вариант проекта поправок в Конституцию после всенародного обсуждения внесли в Парламент, обнаружилось, что предложений, реально влияющих на перераспределение властных полномочий, там не оказалось. Для некоторых экспертов такой подход стал основанием для сомнений: не поспешили ли инициаторы данного законопроекта назвать предлагаемые изменения Основного закона «конституционной реформой»? Но парламентарии тогда не стали особо заморачиваться на эту тему и единым порывом проголосовали за предложенный вариант.

Возможно, потому, что он почти на 100% соответствовал тому, что предложил Нурсултан Назарбаев. Президент же, кстати, отказался и от первоначальной идеи в 26-й статье — о том, чтобы вместо «граждане Казахстана» написать «каждый человек». Если общество еще не доросло до понимания ценности глобалистских взглядов Лидера нации, то отчего бы ему (Лидеру нации) и не пойти навстречу своим согражданам. Взамен на то, что оно (общество), в лице своих посланцев в высшем представительном органе республики удовлетворится косметическими поправками во взаимоотношениях между ветвями власти. Депутаты оказались с развитым политическим чутьем и без сопротивления отдались «особенностям политического момента».

Прошло 3 месяца и некоторые парламентарии, похоже, «прозрели». Они начали задавать разработчикам неудобные вопросы. В частности, их заинтересовала линия поведения премьер-министра в случае, когда мажилисмены не поддержат его кандидатуру для назначения министром.

- Сейчас предположить, какие действия предпримет премьер-министр в конкретной ситуации, достаточно сложно – всё будет зависеть от обстоятельств, - ответил Марат Бекетаев. - Он действительно имеет право повторно внести ту же самую кандидатуру, он имеет право внести новую кандидатуру. Надо также учитывать, что заключение комитета (мажилиса – Е. Ш.) будет иметь рекомендательный характер.

Что называется, приехали. А сколько пропагандистского шума было по поводу повышения роли Парламента после «конституционной реформы». Министр, конечно, не стал углубляться, кто будет определять характер «обстоятельств», но и без его толкований понятно, что эта роль остается за президентом страны. Тогда надо ли задавать такие «глупые» вопросы?