Несмолкающими аплодисментами благодарил зритель музыкантов «Камерата Казахстана» в Костанае

Лика НОВИКОВА

30 апреля 2017, 13:32 |  Культура
Галереи смартфонов и лента в Инстаграме у многих костанайцев пополнилась снимками музыкантов оркестра " Камерата Казахстана". Вечером 29 апреля в концертном зале областной филармонии им. Е. Умурзакова оркестр дал концерт, в программу которого вошли произведения западно-европейских, тюркоязычных и современных казахстанских композиторов.

- Мы посчитали - как оказалось, последний раз были у вас в 2008 году, - сказала заместитель директора "Камерата Казахстана" Фатима ДЖУМАГУЛОВА. - Долго не получалось к вам попасть, но приехали и очень рады.

Костанайский зритель тоже был рад услышать оркестр, слушая музыку, затаив дыхание и практически не шевелясь. В первом произведении зал аплодировал после каждой сыгранной части. Потом костанайцы приноровились и заполняли бурными и затяжными овациями зал после каждого отыгранного сочинения, не нарушая целостности произведения.

Скерцо Дмитрия Шостаковича вызвало у зрителя чувство тревоги и загадочности.

- Не знаю, что скажет остальной зритель, но я вспомнила советские сказки с Бабой-Ягой, лешим и прочими существами, дремучий лес, - поделилась жительница Костаная Анна КУЗНЕЦОВА. - Это волшебно. А потом, когда закрываешь глаза, звук окутывает и ты переносишься в сказку.

Произведения казахстанских композиторов вызвали в воображении степь, байгу и гуляющий по просторам ветер.

- Можно сказать, что в Казахстане «Камерата» - единственный оркестр, который исполняет произведения современных композиторов нашей страны. Авторы всегда очень рады этому, - отметила Фатима Джумагулова. - Нужно исполнять произведения авторов сейчас. Зачем исполнять их со словами: "А ведь у нас был такой композитор". Современные произведения нужны сегодня. Впервые мы в 2012 году проводили фестиваль, где лейтмотивом стало исполнение произведений казахстанских авторов.
 
- Казахстанское композиторство сейчас находится в состоянии упадка?
 
- Конечно, один оркестр не может поднять эту нишу. Но мы постоянно исполняем произведения, посвятили этому целый фестиваль и пытаемся стимулировать этим наших композиторов. Композиторство есть, но пропагандировать его одному оркестру тяжело. Мы радуемся, что для нас пишут. Сказать, что оно в упадке, нельзя. За рубежом, кстати, нас принимают с тюркоязычной и современной классикой очень хорошо. Зритель там досконально знает европейских композиторов, этим никого не удивишь. У нас же другая мелодика, и зрителю очень это нравится.

- Пользуется ли классическая музыка популярностью в Казахстане сегодня?

- Мы стараемся, но ругать людей за то, что они не слушают классику, мы не можем. Нельзя ругать, в этом виноваты мы - не воспитали. Нужно приглашать, рассказывать. Многие думают - чтобы слушать классическую музыку, нужно быть семи пядей во лбу. Мы же стараемся делать все, чтобы люди не думали, что классическая музыка доступна лишь людям с музыкальным образованием. Стараемся стереть эти границы. В сентябре мы проведем фестиваль, где как раз соединим классическую музыку с джазом, кино-, поп-музыкой и сказкой. Все несовместимое хотим соединить, чтобы люди сказали: "Это здорово - классическую музыку слушать!".

- Как объяснить, что классика - это интересно?

- Это, наверное, должно быть с малых лет. Все идет из семьи. Кто-то любит мороженое с орехом, кто-то шоколадное, и только попробовав, ты делаешь выбор. Так и с музыкой - чтобы сделать выбор, нужно слушать. Это большой труд, семья должна помогать детям. Но давать нужно качественную музыку. Пусть это эстрада, она должна быть качественной. Если артист поет вживую - это уже качество и, наверное, и есть профессионализм. К нам на концерты приходит не только старшее поколение. Есть много взрослых людей, которые слушают эстрадную музыку и хорошо в ней разбираются, так почему молодежи не прийти и не узнать о классике? Министерство культуры и спорта РК нам очень помогает, все наши поездки проходят благодаря ему.
 
- Как относитесь к ремиксам, когда классику соединяют с басами, видоизменяют?

- Мы не можем запретить это делать, но делать это нужно хорошо. Чтобы кого-то удивить, не обязательно перемешивать все подряд. Нужно слушать, научиться выстраивать баланс. Мы же экспериментам открыты. Например, программа The Beatles go Baroque, где 20 песен группы звучат в стиле барокко. Все концерты проходят на ура!
 
- Ваш ансамбль много гастролирует. Как принимает зритель и есть ли разница между европейским и казахстанским слушателем?
 
- Принимают музыку хорошо. Невозможно сказать, какой зритель нравится больше или ближе сердцу. Вот человек пришел на концерт и уже близок нам. Иностранный, местный зритель - он слушатель, и этому мы благодарны. Когда артистов не отпускают, просят исполнить произведение на бис - это результат нашей работы. Зритель в Швеции и Костанае ничем не отличается. Иностранному зрителю мы открываем современную казахстанскую классику, наши люди узнают европейских композиторов и поражаются опять же казахстанскими.
 
Костанайцев часовой концерт классической музыки не оставил равнодушными. Зрители долго не хотели отпускать музыкантов, криками «Браво!» и аплодисментами. Уходили из зала филармонии в обсуждениях, делясь эмоциями и впечатлениями.