ИВАНОВ: Дырка от бублика

«Возникли настолько дикие формы конкуренции, что гражданам впору выть»
19 марта 2017, 08:25 |  Мнения

Во времена, когда по Волге еще ходили пароходы, на почве конкуренции сошлись два перевозчика. Стоимость проезда снизили до того, что оба стали терпеть убытки и были вынуждены договориться о запрете снижения цен. Но как-то раз, вернувшийся с европейского отдыха судовладелец, застал свою компанию на грани банкротства. Оказалось, что конкурент, не нарушая договора, переманил к себе пассажиров, давая в дополнение к билету обычный бублик.

С тех пор конкуренция успела смениться на плановую экономику c соцсоревнованием и вновь вернулась, раздавив предшественницу безжалостным капиталистическим сапогом. Но то ли почва для этой обуви была плохо подготовлена, то ли капитализм к тому времени уже косолапил, но сапог конкуренции встал на нашу действительность, мягко говоря, кривовато. Как не кричали либеральные господа с перестроечных трибун растерянному обществу, что частная собственность вкупе с конкуренцией даст стране более совершенные товары и услуги, но пучина золотого тельца поглотила их вместе с мечтами о безостановочном прогрессе.

Вместо реальных улучшений возникли настолько дикие формы конкуренции, что гражданам впору выть, подражая лесным зверям. Даже монополисты, привыкшие без борьбы и мук совести изымать бублики у населения в виде всяких коэффициентов, поправок и фиктивного обслуживания, научились устраивать ложную конкуренцию внутри своей сферы, лихо манипулируя счетчиками и тарифами, запутывая клиентов маркетинговыми хитросплетениями и получая навар.

В условиях, когда население изрядно потрепано финансовой нестабильностью и не может расслабиться, не думая о будущем, а производители уже не в состоянии снижать цены, их конкурентная борьба переходит от бублика в плоскость его дырки. Начинается деградирующая конкуренция, при которой в ход идут умения незаметной подмены составляющих компонентов на более дешевые и менее качественные. Развиваются способности сбивания клиентов с толку необоснованным и непросчитываемым ценообразованием, процветает искусство создания навязчивой дегенеративной рекламы с обманными уловками.

В том же направлении по дороге в обещанное светлое будущее тащится телега торговли, усыпая путь вываливающимися брендами, дыша отравленной атмосферой постоянного роста цен, пробуксовывая во время яростных, но бесполезных интервенций стабфондовских ярмарок, цинично устраиваемых на налоги противоборствующей стороны.

Но страшнее всего эффект размывания границы между конкуренцией и коррупцией. Близость к властным структурам и возможность воздействия административным ресурсом на подчиненный или зависимый электорат уже вполне лояльно воспринимается обществом как элемент конкурентоспособности. Уровень такого покровительства может колебаться от местного патронажа отдельных предпринимателей до законодательного лобби, учитывающего интересы целых групп.

Почему же никто не спешит раздавать бублики направо и налево заморенным обывателям? Скорее всего, опустели бубличные склады, потому что единственное, в чем общество преуспело в последнее время - это в конкурентном потреблении. Ведь гораздо легче делать дырки в бюджете и карманах населения, чем озаботиться производством бубликов.