Николай ВОРОНИН: Кого и за что?

«Дают ли расходы на науку хоть какой-то результат? Стоит ли платить за такие открытия?»
21 февраля 2017, 08:22 |  Мнения

В дни празднования 25-летия независимости Казахстан захлестнула волна награждения орденами и медалями. И всего спустя полмесяца многие новоиспеченные орденоносцы гуськом потянулись в СИЗО - их начали задерживать за коррупционные преступления, разглашение секретов и т. д.

Таким же непонятным образом проходят награждения и в научной среде. К юбилею независимости семь ученых были награждены государственной премией. Премия в области науки и техники - 18,6 млн тенге. Наградили ли кого в этой области, неизвестно. Да, видимо, и не за что. Ученый-химик, бывший заместитель председателя Комитета МОН РК Дияс Мырзакожа в январе 2017 года назвал достижения казахстанской науки «похожими на потемкинские деревни». По его словам, лаборатории, открытые при вузах, работают де-юре, а де-факто полностью закрыты. Только когда приходят журналисты или какая-нибудь важная делегация, все снимается, включается и гордо демонстрируется. Так что наши открытия и изобретения в этой области напоминают синтез юрты с реактивным двигателем.

А вот размер премии в области литературы и искусства не разглашается, но ее лауреаты известны. В 2016 году ее получил Имангали Тасмагамбетов (на тот момент вице-премьер) за возведенный в столице монумент «Менгелик ел». Ранее лауреатами этой премии были Адильбек Джаксыбеков (глава Администрации президента), Аскар Мырзахметов (бывший аким ЮКО, сейчас - министр сельского хозяйства). Эти премии присуждались за архитектурный комплекс «Круглая площадь» в Астане, за историко-монументальный парковый комплекс в Шымкенте и подобные творения наших чиновников. Награждались и писатели, и поэты, но их творения так и остались неизвестными народу.

Наши ученые обижаются на недостаточное финансирование науки. Однако в бюджете на 2017 год на финансирование исследований, разработок и обеспечение инновационной деятельности выделено 34,7 млрд тенге. Кроме того, финансирование научно-технической деятельности осуществляется не только государством, но и частными структурами страны, а также зарубежными инвесторами. В 2015 году общая сумма внутренних затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составила 69,3 млрд тенге. Но дают ли эти расходы хоть какой-то результат? Стоит ли платить за такие открытия?

Например, ученые советуют казахстанцам отказаться от красного мяса, так как его употребление вызывает рак. Правда, казы (ставшее давно для народа деликатесом) почему-то кушать можно. Слово «бешбармак» оказывается унизительным для казахов. Доказывается родство казахов не только с венграми, но и с американскими индейцами. По исследованиям наших ученых, в поэме Гомера «Илиада» герои были не греки, а казахи.

Утешает одно. Как говорил Вольтер, «то, что сделалось смешным, не может быть опасным». Действительно, ну что опасного в том, что археологи нашли 1500-летнюю мумию в кроссовках «Адидас»? Каждая эпоха отличается друг от друга. Менделеев жил в эпоху, когда людям еще снились периодические таблицы. Сейчас даже за всякий абсурд ученые требуют денег, премий и орденов. Неразборчивая раздача орденов, медалей и премий обесценила само награждение до такой степени, что в ЗКО награжденный отказался получать орден.