Евгений ШИБАРШИН: Следите за руками

«Такое впечатление, что финансовую систему оседлали наперсточники»
18 января 2017, 07:22 |  Мнения

Что-то непонятное происходит в нашем финансовом королевстве. ЕНПФ выделил 5 млрд тенге на покупку облигаций частной компании, которая обещала вложить их в выгодное дело и вернуть через 5 лет с «наваром» в 19% годовых. Силовики в это не поверили и отправили руководство пенсионного фонда в СИЗО.

Проблема в том, что такого рода финансовые операции ЕНПФ проводит не без ведома Нацбанка. Теперь эксперты утверждают: всему виной конфликт интересов. С одной стороны, Нацбанк после передачи в его ведение всех пенсионных накоплений должен заботиться об их сохранности. С другой - как главный финансовый регулятор страны сможет уберечь денежки будущих пенсионеров от обесценивания инфляцией, если не станет инвестировать их в прибыльные проекты? А тут возможны варианты. В том числе и проигрышные. Все зависит от профессионализма людей, принимающих такие решения, а также их способности противостоять бесовскому желанию слить часть общественных денег в собственный карман.

Правоохранители, узнав о заключенной сделке, в последнем засомневались. Не без причин. Как-то уж слишком просто отдали миллиарды пенсионного фонда малоизвестному ТОО «Бузгул Аурум», которое решило получить инвестиции для геологоразведки. Фирма эта занимается разработкой золоторудных месторождений в Казахстане, но в течение 2015- 2016 годов особой прибыльностью не отличалась. К тому же на торгах по продаже облигаций этого ТОО никто, кроме ЕНПФ, интереса к ним не проявил. Денег, что ли, ни у кого нет, или 19% по сегодняшним бизнес-меркам не слишком привлекательны? Как тут не заподозрить руководство пенсионного фонда в «особом» интересе?

И вот 9 января 2017 года пресс-служба городского суда Алматы сообщает, что руководителей ЕНПФ арестовали по обвинению в «присвоении и растрате вверенного чужого имущества». Сотрудники КНБ выясняют, на что истрачены полученные деньги. В СМИ уже появилась информация, что деньги пошли не на инвестиции, а на «собственные расходы».

Правда, в Нацбанке журналистов успокоили: пенсионные средства не «уводили». Облигации фонд купил на собственные средства, полученные от своей хозяйственной деятельности. Хотя какие «собственные», кроме денег правительства, еще могут быть средства у государственной структуры? Даже при наличии права на самостоятельную финансовую деятельность.

Похоже, «серые схемы» в Казахстане стали неотъемлемой частью всей финансовой системы. Перетекание миллиардных сумм общественных денег не способен проконтролировать ни один фискальный государственный аппарат. Структур, которым доверено распоряжаться этими средствами, оказалось слишком много. Складывается впечатление, что финансовую систему оседлали «наперсточники», которые на глазах почтенной публики так искусно передвигают доверенные им деньги, что никогда не угадаешь, под каким «наперстком» они спрятаны. Остается только смотреть за их руками и удивляться этому цирку.

А доверие к накопительной пенсионной системе, между тем, только падает. Плохо было, когда ею управляли частные компании - доходность была низкой, не стало лучше и под государственной крышей. Где выход – никто пока не знает.