Причиной угольного дефицита чиновники называют нехватку грузовых вагонов

30 ноября 2016, 17:10 |  ЖКХ

Жители Сарыколя на прошлой неделе сообщили "НГ", что им приходится чуть ли не с 2 часов ночи занимать очереди возле тупика, который арендует местное КХ «Тарнопольский», чтобы купить хотя бы пару мешков угля. Когда топливо привозят перекупщики, его быстро раскупают даже при немалой цене - 15 000 тенге за тонну.

Для сравнения - на разрезе "Богатырь" тонну угля продают за 7 500 тенге. Дефицит угля сейчас ощущают жители не только Костанайской области, но и других северных регионов и даже Астаны.

- Угля не хватает, его очень сложно достать, - сообщил "НГ" житель п. Аманкарагай Аулиекольского района Арман КАБЕНОВ. - Некоторые заказывают из города, но это обходится недешево. Остальные дотапливают остатки, а что потом делать - не знают.

- У нас тупики пустые, - рассказал житель села Бурли Карабалыкского района Жумасултан ШАКИБАЕВ. - Многим уже топить нечего - дрова не держат тепло так, как уголь. Люди уже мерзнут в своих домах.

В Костанае из нескольких складов, реализующих уголь, сейчас активно работает только один. Подъехав к складу, корреспонденты «НГ» увидели очередь из более 30-ти грузовых автомашин.

- Я стою с 7 часов утра, - рассказал водитель КамАЗов Александр ОСЕТРОВ. - И так - каждый день. Сюда привозят по 8-10 вагонов угля, к обеду ничего не остается.

Осетров уже 5 лет занимаетсяя доставкой угля под заказ. По его словам, такого ажиотажа наблюдать еще не приходилось. Причем, если раньше покупатели выбирали уголь - майкубинский, шубаркульский или экибастузский - а сейчас берут все, что горит.

- Уголь сейчас можно купить в одном месте, так что выбирать не приходится, - говорит Азамат САРЫМСАКОВ, приехавший за углем из села Половниковка Костанайского района. - Занимают здесь очередь с семи, а то и с пяти часов утра. Я приезжаю из своего поселка к девяти часам - и тут уже огромная очередь.

Житель района Костанай-2, не пожелавший называть свою фамилию, приезжает за углем уже неделю и каждый раз возвращается домой с пустыми руками - к тому времени, пока до него доходит очередь, на складе уже ничего не остается.

- Мы каждый день завозим по 8-10 вагонов угля из месторождения Каражыра, - рассказала "НГ" Арайлым КУМАЖАНОВА, бухгалтер ТОО «Костанайская угольная компания», которому принадлежит этот склад. - К обеду разбирают весь завоз.

По ее словам, ажиотаж возник из-за нехватки грузовых вагонов. Эту же причину назвали в областном управлении энергетики и ЖКХ. Подчеркнув, что в дефиците - только так называемый коммерческий уголь.

- Для прохождения отопительного сезона по области было запланировано заготовить более 487 000 тонн угля, в том числе для ГКП - 60 000 тонн, бюджетных организаций - 118 180 тонн, для населения - 315 400 тонн, - пояснил «НГ» заместитель руководителя управления Гумбат ИМАНОВ. - Мы выполнили план в полном объеме. С Рудненской ТЭЦ, работающей на угле, тоже проблем нет. Сейчас угля не хватает предприятиям, занимающимся перепродажей твердого топлива коммерческим компаниям и населению. 

Как стало известно «НГ» из неофициальных источников, еще одной причиной дефицита может быть перепродажа угля в РФ.

- Уголь в России в 2 раза дороже, чем у нас. Мы видели несколько грузовиков, которые везли уголь в Россию, - отмечает Арман Кабенов.

С просьбой прокомментировать ситуацию "НГ" обратилась в Костанайский филиал АО «КТЖ - Грузовые перевозки».

- На нашем отделении проблем с нехваткой грузовых вагонов нет, - ответил помощник директора филиала Канат АЛШОРАЗОВ. - Скорее всего, их не хватает в регионах, откуда привозится уголь.

В головном офисе АО «КТЖ - грузовые перевозки» пообещали прислать «развернутый пресс-релиз»,но в течение рабочего дня ответ не поступил.

В управлении энергетики также сообщили, что ситуацию с нехваткой угля намерены обсудить в пятницу на совещании.

Информация обновлена в 20.05

Вечером 30 ноября пресс-служба АО "КТЖ - Грузовые перевозки" распространило в СМИ сообщение. Приводим его текст полностью:

"Объем перевозок социально-важных грузов в структуре перевозок АО «КТЖ-Грузовые перевозки» возрастает с каждым годом. Национальным перевозчиком в этой связи принимаются оперативные меры по организации плановой транспортировки грузов. Это эффективное использование вагонного парка, реализация потенциала имеющихся ресурсов. Важное место в этой работе отводится налаживанию конструктивного диалога между грузоотправителями, грузополучателями и перевозчиком.

Следует также отметить, что Правительство РК с целью повышения конкурентоспособности национального перевозчика оказывает поддержку в вопросах создания равного доступа всех участников к рынку грузовых перевозок.

В настоящее время АО «КТЖ-Грузовые перевозки» обладает достаточными ресурсами для обеспечения круглосуточных железнодорожных перевозок различных грузов.

Для транспортировки грузов по территории республики используются вагоны АО «Казтемиртранс», собственный парк вагонов которого составляет 60 000 единиц. Из них 30 000 полувагонов эксплуатируется для перевозки насыпных грузов, в том числе угля. Это позволяет выполнять перевозчику годовой объем по перевозке насыпных грузов.

Директор департамента логистики АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Д. Нигметов отмечает, что «сейчас имеет место искусственный дефицит полувагонов под погрузку угля, созданный грузоотправителями и грузополучателями, и которого можно было бы избежать при планомерной подготовке к отопительному сезону».

По словам Д. Нигметова, «перевезти весь годовой объем твердого топлива за один месяц не представляется возможным. Поэтому для всех участников перевозочного процесса наиболее выгодно осуществлять погрузку и доставку угля равномерно и начинать подготовку к зиме, следуя традиции, уже с мая месяца».

Учитывая сложившуюся ситуацию, связанную с поставками в регионы твердого топлива, АО «КТЖ-Грузовые перевозки» продолжает осуществлять как плановую, так и внеплановую доставку грузов".