Григорий КОПАНИЧУК: Права к совершеннолетию

«Где же получить школьнику трудовые навыки, если он отстранен от них на любом уровне»
26 ноября 2016, 06:42 |  Мнения

Очередная инициатива от министерства образования и науки РК дает надежду, что наша школа все-таки будет деятельностной и способной готовить молодое поколение к самостоятельности и ответственности.

Министр образования и науки РК Ерлан Сагдиев во время встречи с депутатами сената Парламента РК сообщил, что с 2017 года в рамках предмета «Начальная военно-техническая подготовка» в школах будут предусмотрены часы на автодело. В результате, помимо азов строевой подготовки и навыков обращения с оружием, выпускники по достижению совершеннолетия получат водительские права. По словам министра, вопрос проработан с министерством обороны, нововведение направлено на снижение аварийности на дорогах страны.

Полезность нового предмета в школьном расписании не вызывает сомнения. Оставим в стороне материальную сторону вопроса – о ней в пресс-релизе не сказано ни слова, не будем предполагать возможный источник финансирования на приобретение каждой школой дорогостоящих стендов, тренажеров, учебных автомобилей или оплаты за их аренду. Рассмотрим именно тот посыл, о котором говорится в сообщении.

Если изучение автодела в рамках школьных занятий ожидаемо приведет к снижению травматизма, то логический ряд хорошо бы продолжить. Введение в школьную программу уроков кулинарии позволит повсеместно исключить возможность отравлений в общепите, в школьных столовых в том числе, повысит качество и разнообразие блюд. Учеников не надо будет заставлять сдавать деньги на питание. Уроки кройки и шитья наконец-то поднимут легкую промышленность на уровень, позволяющий носить одежду от отечественного производителя. Если еще со школьной скамьи ребята усвоят базовые правила кирпичной кладки и научатся нескольким видам сварки, то не будет никакой необходимости в привлечении иностранной рабочей силы на стройки страны, аварийность на строительных объектах устремится к нулю.

А вывод из этих инициатив следует сам собой – образование отстранено от реальных нужд общества. В их число, помимо снижения травматизма на дорогах, входит совершенствование и развитие всех сфер деятельности. Образовательные инициативы в одном направлении зачастую приводят к проблемам в другом. Сложно соотнести, к примеру, сокращение часов, выделенных на уроки труда в школе, и призывы к получению так необходимых рабочих профессий. Стало привычным, что ребенка - от первоклассника до выпускника - в школе обслуживают. Где же получить школьнику трудовые навыки, если он отстранен от них на любом уровне – от законодательного до понятийного?

Что же касается вышеупомянутой инициативы министерства образования, то даже если за ней не последуют подобные, она все равно имеет положительную составляющую – помимо снижения аварийности на дорогах, поднимет отечественный автопром и приведет к процветанию банков.