Плодов от встречи не густо: Как костанайский производитель овощей с акимом Астаны пообщался

26 октября 2016, 15:34 |  Общество

Изначально разговор главы костанайского КХ «Садовод» Виктора СИМАНЕНКО и главы исполнительной власти Астаны Асета ИСЕКЕШЕВА состоялся во время недавней ярмарки в столице. Туда наш овощевод возил свою продукцию.

В КХ «Садовод» овощи моют и фасуют для продажи в супермаркетах / Фото из архива «НГ»

При этом у Симаненко есть особый товар - мытые и расфасованные овощи, предназначенные вовсе не для базарной торговли, а для реализации в супермаркетах. У мытых овощей срок хранения - 5-7 дней. Стоимость, естественно, несколько выше, чем у тех, которыми торгуют вроссыпь. Ясно, что с таким товаром надо строить грамотную маркетинговую политику. В ней у Симаненко на первом месте - выход за пределы Костаная. Конкретно - в столицу с ее аппетитами и обилием богатых людей.

Попытки пробиться в торговые сети Астаны костанайский предприниматель предпринимал уже не раз. Практически безрезультатно. Он открыто (в присутствии прессы говорил об этом депутату Ирине Ароновой) утверждает, что менеджеры супермаркетов требуют огромных взяток, маскируя это словами о «плате за вход». Кроме того, ничем не ограниченная торговая накрутка магазинов деформирует спрос, в частности, на отечественные товары.

Все, чего добился Симаненко - реализации небольших партий через астанинских посредников. Нет долгосрочных контрактов, нет нужных для рентабельности объемов поставок, нет их ритмичности, что является первоочередной необходимостью для продукции с коротким сроком хранения.      

Но у главы КХ в голове крепко засела информация с тех времен, когда сам президент страны призывал сформировать вокруг Астаны продовольственный пояс и обязывал исполнительную власть города обеспечить отечественным производителям продуктов благоприятные условия для сотрудничества.

Что предложил на ярмарке Исекешев? Зайти и торговать на сданном в эксплуатацию 1 октября коммунальном рынке столицы. Симаненко был там. Говорит: чисто, удобно, много чего предусмотрено для торгующих, но заполнен на 5% и малая проходимость пока оборачивается убытками для торгующих. Но главное для него все-таки - пристроить мытые овощи, то есть сломать барьер на входе в супермаркеты. Вопрос, если они выкладывают  сегодня французскую картошку почти по 3 000 тенге, то отчего им не нужен гораздо более дешевый, но качественный местный товар. Симаненко лелеял надежду, что сможет задать его  владельцам магазинов при акиме столице, который после ярмарки пригласил его на рабочую встречу. И получит внятные ответы. Так хотя бы использовать власть исполнительной власти.

Глава КХ «Садовод» Виктор СИМАНЕНКО / Фото из архива "НГ"

- Но представителей торговли на разговор не приглашали, были заместители Исекешева, руководитель и сотрудники отдела предпринимательства, - рассказывал «НГ» костанайский овощевод, - в принципе, советы прежние: давайте образцы на пробу, их оценят. И двери откроются. Предлагали даже перед акиматом поторговать, дескать, сарафанное радио разнесет добрую молву. Не могу сказать, что совсем безрезультатно пообщались. Отдел предпринимательства проявил некоторую активность, снабдил электронными адресами сетевиков. Виртуальный интерес проявляют, но не больше. Мы все-таки сами нашли один супермаркет, который делает торговую надбавку в 15-20% и готов попробовать сотрудничать с нами. Машина с первым товаром в их адрес ушла.

Но 5 т в неделю, на которую пока подписался этот магазин, - не объемы для поставщика, которому только машина в Астану обходится в 140-150 тыс. тенге. Надо хотя бы 20 т ввозить, рассуждает Симаненко.

И делает вывод - надо искать склады по приемлемой цене в Астане. Но не те, которые предлагает СПК «Астана».

- Грабительские цены - 2 тыс тенге аренды в месяц за квадратный метр. За такие деньги можно офис снимать, а плюс к этому еще обязательная оплата услуг на разгрузку-погрузку, - оценивает Симаненко.

Вот, собственно, знаковый момент. Предприниматель вовсе не требует от акима быть толкачом в деле продвижения интересов конкретного частного бизнеса. Но вот обеспечить  в городе инфраструктуру, создать пресловутые логистические комплексы с приемлемыми ценами на услуги - вот этой поддержки бизнес вправе ждать от исполнительной власти.