Дело о системе охраны в колонии «Черный беркут»: директор ТОО «ПМК-2014» заявил в суде, что открыл фиктивную фирму по просьбе подсудимого

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

19 октября 2016, 09:00 |  Криминал

Процесс по делу о мошенничестве при строительстве системы охраны в УК 161/3 для пожизненных заключенных продолжается. 18 октября был допрошен директор ТОО «ПМК-2014» Алхан МАМЕДОВ.

Согласно документам, эта фирма изготавливала бетонные панели для ограждения. Однако Мамедов в суде заявил, что ТОО открыл фиктивно по просьбе подсудимого и никаких работ не выполнял.

Напомним, на скамье подсудимых - директор филиала «Енбек-Костанай» Виктор ШЕРСТЮК и главный инженер филиала Анатолий НАМ. Согласно обвинительному заключению, в сговоре с директорами ТОО «Вист», ТОО «ПМК-2014» и ТОО «Казстройсервис-2009» они совершили хищение на сумму 58 млн тенге. Директора этих ТОО изначально входили в число подозреваемых, однако все они активно сотрудничали со следствием, что позволило им перейти в ранг свидетелей.

- Виктора Николаевича Шерстюка я знаю давно, - дал показания Алхан Мамедов. - Он работал в прокуратуре, а я ремонтировал их здание. Потом Виктор Николаевчи ушел в «Енбек». Я работал с «Енбеком», но дело имел, в основном, с Анатолием Михайловичем Намом. Тогда у меня было ТОО «Арпалы». За время работы Нам задолжал мне 25 млн тенге, мы поругались даже из-за этого. В 2014 году он мне дал 60 000 тенге и сказал, чтобы я открыл на своем имя новую фирму. Я возразил, что у меня есть ТОО. Но он сказал, что надо новую, потому что он мне через нее долг отдаст, к тому же у ТОО «Вист» очень много кредиторов, и если деньги будут падать на их счет, то мы их не увидим. Фактически я открыл фирму для него. В ТОО было 2 человека: я и нанятый бухгалтер. Никаких работ мы не выполняли. Анатолий Михайлович познакомил меня с Валерием Ивановичем Здуновым, директором ТОО «Вист». Мы заключили с ним договор на 80 млн тенге. Нам пообещал, что 25 млн из них будут возвращены мне в качестве долга. Деньги, которые падали мне на счет, я должен был отдавать Наму.

1 сентября 2014 года Мамедов подписал счет-фактуры на изготовление бетонных плит на 10 млн тенге. Первую сумму в размере 4,5 млн тенге Мамедов, по его словам, принес в офис ТОО «Вист». В кабинете сидели Здунов и Нам. Когда Мамедов принес деньги в черном пакете, Валерий Здунов и Анатолий Нам начали ругаться. Здунов говорил: «Зачем мне наличка, мне нужны деньги на счет!». Когда в кабинет зашел один из рабочих, Анатолий Нам схватил пакет с деньгами и спрятал его за пазуху. Мамедов ушел. Остальные 6 млн он передал главному бухгалтеру филиала «Енбек-Костанай». Всего обналичил и отдал 26 750 000 тенге.

- Никаких работ мы не выполняли, у нас и лицензии-то на строительно-монтажные работы нет, - рассказал Мамедов. - Я даже на объекте ни разу не был. Еще задолго до открытия фирмы Нам просил меня посмотреть, где можно заказать такие панели. Я ходил в ТОО «Рамона», в «БК-строй», но никто на эти плиты не брался - сказали, что при такой толщине ограждение просто сложится. Потом, когда мы уже заключили договор, Анатолий Михайлович сказал, что плиты льют заключенные. Но денег своих я в итоге опять не получил. Этот человек уже один раз сидел за мошенничество, а я опять остался в дураках.

Часть денег - 18,5 млн тенге - Алхан Мамедов попытался взыскать через суд с ТОО «Вист» на основании фиктивных актов выполненных работ. Однако в удовлетворении иска отказали. Тогда директор ТОО «Вист» Валерий Здунов написал заявление в полицию по факту хищения средств, уплаченных за панели. На следствии Алхан Мамедов заявлял, что плиты эти  изготавливал,он но не на территории колонии.

По словам Мамедова, Виктор Шерстюк не знал о фиктивной фирме. Директор филиала узнал о махинациях, только когда началось следствие.

- Вы признаете себя пособником в мошенничестве? - спросил гособвинитель.

- Нет. Я жертва! - ответил Мамедов. - Когда меня начали обвинять в мошенничестве, я написал явку с повинной в КНБ, финполицию. Все рассказал. Вообще, если бы не алчность Анатолия Михайловича, этого уголовного дела бы не было.

Подсудимые же настаивают на своей невиновности. Давать показания они будут после всех свидетелей, однако корреспонденту «НГ» удалось поговорить с Анатолием Намом в коридоре суда.

- Этих 58 миллионов и в природе не существует, - пояснил свою позицию подсудимый. - Сегодня опрашивали представителя потерпевшего - юриста ДУИС. Он даже не смог обосновать эти деньги. Весь объем работ на 182 млн тенге мы выполнили, он соответствует актам.

- Но ведь некоторые работы были выполнены некачественно?

- Да, плиты были ненадлежащего качества. 8 пролетов обрушилось. Но устанавливало их ТОО «Вист». Выяснилось, что использовался некачественный бетон. Посмотрели - а там весь фундамент негодный. И они должны были это исправить. Сейчас и директор ТОО «Вист» Валерий Здунов, и Алхан Мамедов в суде будут говорить все, что угодно, поскольку они находились в списке подозреваемых.