Костанайский музыкант Чингиз Тайфун рассказал о том, чему его научила улица

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

2 октября 2016, 08:45 |  Культура

Это тот случай, когда человек делает имя и имя делает человека. Если мы назовем реальную фамилию Чингиза, она вам ничего не скажет. А вот Чингиз Тайфун - в костанайском андеграунде имя известное. И он именно такой - человек-вихрь, сметающий все стереотипы в музыке и в мышлении. Только действия производит не разрушительные, а созидательные.

Если честно, в поток его высказываний было сложно вставить вопросы, поэтому получился интервью-монолог - сборник мыслей Чингиза на самые разные темы.

Об улице

- Воспитывался я в мусульманских традициях, ходил в казахскую школу. Учился не очень хорошо, так как учителя не привили интерес к образованию. Меня тянула улица, и многое я получил благодаря хип-хоп-культуре. Я занимался граффити, брейк-дансом, читал рэп, играл в стритбол. Я выбрал для себя здоровый образ жизни, потому что я считаю, что за телом надо следить так же, как за душой. Через какое-то время основал движение паркур в Костанае. Тогда же и получил прозвище Тайфун.

Весь мир был нашей тренировочной базой. Мы были настоящими вертикальными пешеходами. Помимо того, что паркур дарит свободу движений, он не требует ничего, кроме кроссовок. И в этом тоже его свобода. Параллельно увлекался мотоциклами. Получилось так, что я попал в ДТП. Меня еле собрали, лечился 2 года. Паркуром заниматься продолжил, но очень быстро понял, что придется идти другим путем. Из-за травмы я больше не мог расти в этом направлении. Это и для здоровых людей очень большая нагрузка, а мне еще столько дел надо сделать... И я открыл для себя велотриал. Это тот же паркур, только на двух колесах. А в остальном все то же самое - ветер, свобода, уход от городской суеты.

О музыке

- Самым главным для меня всегда была и будет музыка. Как бы это громко ни звучало, я считаю, что музыкой можно изменить мир. С помощью нее я хочу донести до людей идеи добра, взаимоуважения, братства. Считаю, что в любом музыкальном направлении можно найти что-то ценное. Но мне на душу больше легло регги с его солнечными вибрациями, пропагандой мира и света, ритмом, схожим со стуком сердца. Именно поэтому группа The Grateful, которую мы создали вместе с ребятами, играет такую музыку.

Некоторые, услышав слово «регги», тут же выдают стандартный набор: «О, Боб Марли, растаманы, травушку, значит, курите?» Но в жизни есть ведь не только черное и белое, существует куча и других цветов. Я уважаю регги-культуру, но не разделяю всех ее аспектов. К примеру, религиозные взгляды основоположников регги не сходятся с моим пониманием - у них принято считать, что Иисус Христос был черным. К тому же, повторюсь, я за здоровый образ жизни. Марихуана - это благое растение, оно так же полезно, как и любое другое. Им лечат, его можно переработать в топливо, это отличный материал, во многом превосходящий хлопок. С его помощью можно даже построить экодом. За рубежом это давно не новость. Люди уже сами наделили марихуану отрицательной репутацией. Ее можно использовать как во благо, так и во вред. И лично я считаю, что закрываться от мира дурманом нет нужды, ведь мир вокруг прекрасен. Психоделического эффекта можно добиться и без всяких вспомогательных веществ - с помощью дыхания и медитации.

О «Благодарных»

- Группе The Grateful, что значит «Благодарные», исполнилось 3 года. Название полностью отражает нашу суть - мы благодарны Всевышнему, благодарны музыке и вообще всему миру. Тексты у нас про то же. Мы призываем к добру, любви и к вере во Всевышнего. Именно к вере, а не к какой-то определенной религии. Я сам мусульманин, но у меня много друзей-христиан. Нас объединяет вера, которая создает чистоту в мыслях и желание что-то создавать.

У нашей группы есть песни на казахском, русском и английском языках. Наша главная цель - чтобы нас услышало как можно больше людей, ведь на Костанае мы не остановимся. Здесь мы уже достигли своего потолка...

Играем не только регги. Хоть мне и нравится в музыке легкость и спокойствие, иногда хочется какого-то драйва. И мы это себе позволяем. Я не считаю себя лидером группы, у нас полная демократия. Если ребята скажут, что в тексте нужно что-то заменить, я это сделаю. Сейчас в группе 5 человек, но основной костяк - я, барабанщик и соло-гитарист. Я играю на ритм-гитаре. Этому, кстати, тоже научился на улице.

О творческом Костанае

- Если честно, у нас в Костанае нет условий для творческого развития. Ни для поэтов, ни для художников, ни для музыкантов. У нас, пожалуй, только боксеров власти поддерживают.

Недавний пример - приглашали нас в Воронеж на конкурс. Организаторы взяли на себя все расходы по питанию, проживанию. Нужны были деньги только на дорогу. Мы обращались и в акимат, и в Центр молодежных инициатив. В итоге нас пинали из инстанции в инстанцию и закончилось все ничем.

Теперь полагаемся только на себя. Мы не стесняемся выходить на улицы. В больших городах это нормальное явление. Правда, наши полицейские этого не понимают. Несколько раз нас пытались выгнать. Такие инциденты всегда вызывают недовольство у тех, кто нас слушает. Люди пытаются заступиться, начинают кричать: «Продолжайте, продолжайте!» Бывают, конечно, и зрители, которые попросту срывают наше выступление. В основном это подвыпившие люди, которые начинают раздеваться, неприлично танцевать и делать другие стыдные вещи. Хорошо, что у большинства все-таки другой уровень воспитания и самосознания.

О работе и семье

- Люблю учиться и считаю своим долгом постоянно развиваться. Я самоучка. Нахожу постоянно какие-то лекции, уроки, впитываю в себя все, что только можно. Главное, чтобы это было интересно.

Учился я на IT-специалиста. Много где пытался работать, но все время казалось, что меня посадили в клетку. Скованность офисом, рабочим графиком - это не моя жизнь. Я всегда вырываюсь. Мне нужен воздух, возможность заниматься музыкой и своими увлечениями. Наконец я нашел оптимальный для себя вариант - фриланс. Я работаю удаленно дизайнером, верстальщиком. Я не привязан ни к чему, и это меня устраивает. Хочу заняться своим бизнесом. Чтобы построить дом, а потом, может быть, мечеть или библиотеку. Мечтаю сделать что-то полезное для общества. Семья меня поддерживает. Мой отец - тоже творческий человек, он известный поэт. Правда, у нас разные взгляды на творчество. Он меня не особо хвалит. Но это мотивирует на какие-то глобальные достижения. Зато на всех моих выступлениях стараются бывать супруга с 4-летней дочкой. Дочка, кстати, тоже очень любит музыку.

О планах

- В Костанае «Благодарным» уже тесно. Для начала хотим уехать в Питер. Потом - Европа и Америка. Когда я прочитал в газете о костанайских ребятах, организовавших группу The Clox в Нью-Йорке, я подумал: «Чуваки сделали то, что я хочу сделать». Я уважаю таких людей. Все знаменитые группы, перед тем как дают о себе знать, 5-10 лет добиваются мастерства. Только годы труда и безграничной отдачи могут сделать группу успешной. Да и не только группу.

Взять, к примеру, еще одного костанайца Сарика Андреасяна. Сейчас он известный продюсер, режиссер, сценарист. Мы видим только успех. А ведь он на него столько лет пахал, пахал и пахал. Все в жизни постепенно: сначала надо научиться ползать, потом ходить, бегать, прыгать и лишь затем летать. Даст Бог, улетим и добьемся поставленных целей. Тогда о нас не только «Наша Газета» напишет, но и «Нью-Йорк Таймс».