Юрий БОНДАРЕНКО: Барин нас рассудит?

«Скоро смотреть-то будет нечего, потому что непонятно, о каких состязаниях идет речь»
27 августа 2016, 08:03 |  Мнения

Олимпиада рождает не только сугубо спортивные страсти. Тут и восклицания: «Праздник превращается в гонку скандалов, интриг, некрасивых жестов», и негодования по поводу судейства поединка Василия Левита с российским боксером: «Очевидно, что спорт перестал быть спортом, особенно на мероприятиях такого уровня».

Не мне судить о собственно боксе, хотя мой дилетантский взгляд был явно на стороне Левита: смотрелся он великолепно. Но вспоминаю слова замечательного нашего боксера и тренера, оброненные на чествовании ветеранов спорта: «Нам, у телеэкрана не все видно». Хотя и на его взгляд Левит выглядел блестяще.

Думаю, что дело не в отдельных казусах и в том, что в каждом отдельном случае может выглядеть несправедливым. Как мне кажется, символично, что эта олимпиада совпала с воспоминаниями о путче 1991-го. Казалось бы - что общего? На мой взгляд, одно: и в дни путча, и в дни Олимпиад мы склонны верить в некого барина, который нас, сирых, с ущербной историей, рассудит по справедливости. Как тогда, в 1991-м, десятки миллионов надеялись, что стоит нам влиться в Высшую цивилизацию, и наши проблемы будут решены, а мудрые советники помогут своей мудростью.

Но опыт истории раз за разом демонстрирует: людей, которые бы нас учили справедливости и уму-разуму, в том числе и в Большом спорте, не так уж много. И один боксерский поединок – лишь часть искусственно запутываемой картины игр по другим правилам, не возглашаемым с экранов. На мой взгляд, попытки оценить такие поединки нельзя отделить и от других схваток на ринге, и от скандалов с допингом. И чего же нам ждать, если и об августе 1991-го при обилии словопадов не все договорено, и о гибели нью-йоркских башен-близнецов до сих пор спорят, причем внятные опровержения той версии, что погибли они вовсе не от ударов самолетов, услышать сложно?

Не берусь судить о закулисных играх, о том, что в шахматах называют разменом или жертвой фигур, но, честно говоря, очень хотелось бы прочесть или услышать внятные комментарии спортивных медиков, физиологов о медицинской подоплеке гиперспорта. Ведь все идет к тому, что, кроме игровых видов спорта и некоторых видов единоборств, и смотреть-то будет нечего, потому что непонятно, о каких состязаниях идет речь: политических играх (когда, к примеру, легко укусить спортсмена из Киргизии), войне фармакологий, в том числе и за рынки сбыта, или собственно спортсменов.

Но, возразите вы, и в поединках, и во время игр возможно неудовлетворительное для нас судейство. Верно: как писал еще Грибоедов, «чины людьми даются, а люди могут обмануться». Но зрелище остается, как бы и на кого не вешались медали. Что же касается судей и скандалов, то, как мне кажется, пусть хоть это нас учит: не стоит слишком полагаться на мудрых закордонных Соломонов, которые вот так, из чистого альтруизма внушают нам и как детей учить, и как экономику строить. Может, они и не глупее нас – наверняка не глупее. Просто у них свои интересы. И даже в спорте (а почему бы и нет?) эти интересы, причем отнюдь не явные, тоже есть. Вывод один: прислушиваться ко всем, но не полагаться на приезжего барина, а пытаться думать своими головами, чего бы это не касалось.