Дефицит или искусственный ажиотаж? Чем вызваны перебои с поставками сжиженного газа и дизтоплива в Костанайской области

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

24 августа 2016, 15:24 |  Общество

Газ в Костанае - странный предмет: вроде бы есть, а вроде и нет. Та же ситуация и с дизельным топливом, которое на большинстве заправок сейчас не продают. А если и продают, то запредельно дорого - до 130 тенге за литр. Чем вызван дефицит топлива и каковы прогнозы на рынке ГСМ, выяснили корреспонденты «НГ».


Водителям большегрузных автомобилей уже все равно, сколько стоит дизтопливо, лишь бы заправиться

Мы за ценой не постоим

АЗС и АГЗС мы объехали утром 23 августа. На заправке АО «Мунай онимдери» в районе нефтебазы водитель фуры «Рено» как раз в этот момент вышел из кабины и вставил «пистолет» в бензобак.

- Почем дизтопливо? - спрашиваем.

- Не знаю. Да мне и все равно уже - в любом случае заправиться надо. Я 7 заправок по городу объехал. Нигде дизеля нет. А мне в Россию ехать, надо под завязку залить - там еще дороже.

Через несколько минут водитель сообщил, что литр дизтоплива стоит 130 тенге. Еще месяц назад его продавали по 99.

На заправке ТОО «ИВОЛГА-ХОЛДИНГ» по ул. Гагарина цена дизтоплива выглядела не так пугающе - 110 тенге. Но, как оказалось, рано обрадовались.

- Дизтоплива нет, - отрезала кассир.

- Даже 20 литров не найдется? - разочарованно спросил мужчина, стоявший перед нами в очереди.

Девушка только покачала головой. Удача улыбнулась на заправке «Гелиос» по ул. Дощанова. Там дизтопливо не только имелось в наличии, но и стоило сравнительно недорого - 118 тенге за литр.

Та же картина на газовых заправках. На АГЗС «База сжиженного газа», в районе кольца на дизельный завод, газ «только что закончился». По крайней мере, так объяснила кассир. На заправке «Промбаза-7» висит табличка «По талонам». По словам работника АГЗС, талоны можно купить в офисе фирмы. Литр газа в этом случае будет стоить 60 тенге. Между тем в Казахстане предельная цена на реализацию сжиженного газа в розницу все еще составляет 43 тенге.

- С начала месяца это все уже тянется, - говорит водитель такси Исмурат ХАЙБУЛИН. - Видимо, специально так делают, чтобы повыше поднять цены. Выбора-то у нас нет - за сколько будут продавать, за столько и купим. У нас весь таксопарк на газу.

Потребность растет, выработка - нет

«НГ» уже писала, что перебои с газом были вызваны повышением предельной цены оптовой реализации сжиженного газа на внутреннем рынке, установленной Правительством РК. С 26 июля она поднялась в 2 раза - с 11 033,91 тенге до 23 106,45 тенге за тонну. В связи с этим сейчас в антимонопольном комитете утверждается новая цена розничной реализации. Как сообщили «НГ» в департаменте КРЕМиЗК, ориентировочно это произойдет в конце августа - начале сентября. Тем временем операторы вынуждены закупать топливо по новой оптовой цене. Отсюда и дефицит - кому охота работать себе в убыток, вот и придерживают до лучших времен.

Однако, по мнению экспертов, это не единственная причина. И даже утверждение новых цен проблему, увы, не решит.

- В этом месяце на внутренний рынок Казахстана поступило 110 000 тонн газа, - рассказал «НГ» руководитель управления энергетики и ЖКХ Костанайской области Хайдар КАМБАРОВ. - В следующем месяце из-за ремонта на Павлодарском заводе эта цифра сократится до 70 000 тонн. Конкретно на Костанайской области это не скажется - мы в этом месяце получили 2 700 тонн, и в следующем получим столько же. Но нам этого количества уже не хватает. Причина тому - рост числа транспорта, на котором устанавливают газовое оборудование. Плюс еще сезон солений-варений. Потребность в газе растет, а выработки нет. Вот вам и «зеленая экономика»…

А ведь еще совсем недавно автомобилям на газу прочили светлое будущее: и природе не вредишь, и кошельку приятно. Газовый бум пришелся на последние 2 года. Одними из первых, предчувствуя выгоду, на газ перешли такси, потом станция скорой помощи, «Казпочта», обычные автовладельцы, которым приходится часто ездить по работе… Даже если цена на газ поднимется, на нем все равно будет дешевле ездить, чем на бензине. Но мотаться по городу в поисках топлива - дело не из приятных. Да и установка ГБО в случае повышения цены газа будет окупаться дольше.

В свободное плавание

В ситуации с дизельным топливом прогнозы оптимистичнее. Чиновники считают, что проблема разрешится в ближайшее время сама собой.

- Сейчас мы имеем дело с искусственным ажиотажем, - считает заместитель руководителя управления предпринимательства Костанайской области Роза ГОРЯННАЯ. - Мы получили полный объем дизтоплива как для розничной торговли, так и удешевленного, для выполнения уборочных работ. Все операторы работают, всем отгрузили дизтопливо. Как такового дефицита нет. Дело в том, что с начала августа государство больше не регулирует цены на дизельное топливо. Прошло еще слишком мало времени, операторы просто не определились с ценами. Такая же ситуация была, когда в свободное плавание отпустили цены на АИ 92. Тоже очереди были на заправках, но со временем все нормализовалось. Ожидается, что в ближайшем будущем цена дизтоплива в области составит от 118 до 125 тенге. Но даже при таком раскладе это будет дешевле, чем в России.

Как отметила Роза Горянная, государство сдерживает предельную розничную цену теперь только на АИ 80. Но все идет к тому, что и «восьмидесятый» скоро уйдет в свободное плавание, а с ним - весь рынок ГСМ.

На «Промбазе-7» сжиженный газ продают только по талонам 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА