Ирина БУРЕЕВА: "Публичный стриптиз"

"Раскол на тех, кто считает «самавиновата» и тех, кто искренне посочувствовал женщинам, решившим высвободиться из-под гнета травмы и не побоялся рассказать об этом, - это как проверка на вшивость"
17 июля 2016, 04:34 |  Мнения

Я не собиралась писать на эту тему, многие уже толково написали и мнение свое высказали. Но потом "НГ" на своем сайте решила провести опрос «Нужно ли выносить эту тему на обозрение?», и его результаты навели на некие размышления.

Речь об акции #ЯНеБоюсьСказать, которая зародилась в украинском интернете, обрела тысячи последовательниц в России и не обошла стороной Казахстан. Волна рассказов о насилии над женщинами вызвала бурю споров, негодований, обвинений, а еще обнажила столько боли, что весь этот флешмоб можно назвать самым важным в соцсетях последнего времени. Почитайте истории по хэштегу #ЯНеБоюсьСказать. В казнете тема раскачивается труднее, но уже звучат голоса, у жертв есть имена, лица, возраст, и это, как вскрытие большого нарыва.

Что такое флешмоб? Публичная массовая акция, цель которой – донести информацию до общества, привлечь внимание. В итоге информацию женщины донесли, да в таком объеме, что волосы дыбом! Нет официальной статистики (ее никто никогда не предоставит в силу специфики темы), но из наблюдений, осторожных разговоров с подругами и знакомыми, комментариев к многочисленным постам сложилось впечатление, что, как минимум, каждая вторая женщина за свою жизнь имела опыт изнасилования или попытки изнасилования (что-то помешало - «повезло!»), а опыт приставаний - вообще каждая, за редчайшими исключениями.

Акция всех разделила. Многие (особенно мужчины) ухмылялись, хихикали, иронизировали, мол, какие бабы дуры, но и многие же мужчины вдруг увидели весь масштаб бедствия и, наконец, открыли глаза на мир, в котором приходится сегодня жить женщинам: это мир страха, где небезопасно привлекательно одеться, ехать в такси, в купе поезда, идти одной вечером, да вообще просто идти одной и даже зайти в лифт. Потребительское, варварское отношение к женщине, совершенно бесправное ее положение в семье и обществе – это просто жуткое средневековье, а не XXI век с его правами и свободами. Раскол на тех, кто считает «самавиновата» и тех, кто искренне посочувствовал женщинам, решившим высвободиться из-под гнета травмы и не побоялся рассказать об этом, - это как проверка на вшивость: лично ты выбрал обвинение и презрение или же немного сочувствия и уважения. И что теперь делать с этим массовым публичным обнажением?

Костанайцы не против открыто поднимать эти темы и большинством проголосовали за то, что противостоять насилию можно, только при условии, что жертвы не будут молчать о нем. Наши люди (в отличие, например, от юга, где женщины чаще - по мнению психолога Талгата Темешева, работающего в Таразе, - сталкиваются с насилием в жизни: бытовом, физическом и вполне обыденно это воспринимают: подумаешь, муж руки распускает, когда выпьет, нормально, что за проблемы?) готовы к диалогу.

Флешмоб не вылечит ничьих травм, но он хотя бы заставит всех подумать о том, о чем думать не хочется. Возможно, это станет началом изменений в обществе и что-то даже законодательно изменится. Но со всей этой коллективной болью, тянущейся зачастую из детства, надо что-то делать. Говорить с детьми, объяснять подросткам про «да» и «нет» в сексе, про насилие и про свободу распоряжаться своим телом. Открыть центры помощи жертвам насилия, телефоны доверия, курсы самозащиты.

И есть еще один  ответ, часто выбираемый костанайцами в опросе: сексуальное насилие НЕ является большой проблемой для Казахстана. Видимо, это ментальность такая особая, восточная, патриархальная – закрыть глаза, кричать «уят» и не видеть очевидного зла. Не диагноз, конечно, но повод задуматься есть.