Аким Костанайской области требует форсировать подготовку к ЕНТ и за месяц дать детям то, что не дали за год

Галина ПЕТРЕНКО

5 мая 2016, 07:17 |  Общество

В апреле министр образования РК Ерлан Сагадиев не раз заявлял, что в Казахстане для выпускников средних школ отменят Единое национальное тестирование. Все уже как-то свыклись с этой мыслью. Однако, это будет завтра. Или послезавтра. А сегодня ЕНТ есть, к нему готовятся. Да еще как. На прошедшем 4 мая областном совещании глава региона вызывал на трибуну руководителей отделов образования, как нерадивых школьников к доске. И учинял спрос.

Аким области говорил аудитории, состоящей из учителей, что главное в хорошем образовании - кадры 

Дело в том, что по итогам Единого национального тестирования, которое костанайские школьники проходили в 2015 году, область в республиканской табели о рангах разместилась на 9-м месте. Такое расположение, по словам акима, нас не красит.

- В этом году состоялось уже 8-е пробное тестирование. В нем приняло участие 63,7% учащихся 11-х классов, - докладывал на совещании заместитель акима области Марат ЖУНДУБАЕВ. - Средний бал составил 81,6%, а качество знаний 41,82%. Низкий процент участия в пробных тестированиях показывают учащиеся Алтынсаринского, Камыстинского, Жангельдинского, Наурзумского, Узункольского, Федоровского районов. А низкое качество знаний в Денисовском районе, Карасуском, Сарыкольском и Аркалыке. Из 120 прошлогодних претендентов на «Алтын белгi», подтвердил свои знания 41 выпускник. В нынешнем году на последнем пробном тестировании из 102 претендентов подтверждают свои знания 67, это в целом хороший результат, но тестирование пробное, есть над чем работать.

Особенности Единого национального тестирования в Костанайской области стали одной из главных тем совещания
Фото из архива «НГ»

Аким области Архимед МУХАМБЕТОВ к оценке этой информации подошел прагматично. Перед тем как вызвать на трибуну рукодителей отделов образования тех регионов, где стабильно низкие результаты ЕНТ и показатели качества знаний, он пояснил:

- Мы тратим на сферу образования сегодня 58 млрд тенге бюджетных средств. Два года назад речь шла о 47 млрд тенге, То есть рост, несмотря на все экономические трудности, 11 млрд тенге. Ремонтируем школы, оснащаем материально-технически, платим зарплату учителям. А где отдача?

Первому же приглашенному к ответу, руководителю отдела образования Наурзумского района Мейрамбеку Айсину, аким области поставил задачу - за оставшийся до ЕНТ месяц исправить ситуацию, при которой педагоги учили 11 лет 80 детей так, что только один из них претендует, как круглый отличник, на «Алтын белгi».

- Принимайте меры. Не справитесь - освобожу от работы, - заявил аким.

Примерно те же напутствия он дал еще нескольким руководителям, не забыв напомнить, что на детей давить не нужно, нагнетать страсти тоже, но ситуацию требуется исправить.

- Что-то не то у нас получается. 11 лет учим детей, а из них на тестирование идет только 55%. Это значит, у остальных шансов поступить в вузы нет. Никуда не годится такая работа, - продолжил аким. - Я понимаю, за оставшийся месяц коренным образом ситуацию не улучшить, но стараться надо.

Естественно, на совещании речь шла не только о ЕНТ. В области в текущем учебном году не хватает 40 учителей. Уже сейчас просчитывается дефицит средств на обеспечение бесплатными учебниками в сумме 62,1 млн тенге. Аким области дал поручение изыскать эти средства в областном бюджете, чтобы потребность в них была стопроцентно покрыта. Костанайская область, где когда-то было 770 общеобразовательных школ, в которых училось 192 000 школьников, сейчас имеет 536 школ, а учеников - всего около 100 000. При этом особенностью области остается большое количество малокомплектных школ, где действительно трудно обеспечить качество образования. Несколько лет назад именно поэтому на базе крупных и хорошо оснащенных школ в районах стали открывать ресурсные центры. Их в области 17, необходимо в ближайшие годы создать еще 4, как в том числе и методическую базу для малых школ

- Постулаты качественного образования известны. Но материальную базу улучшать, ремонты делать - все эти вопросы мы можем и будем решать постепенно, - подытожил Мухамбетов. - Но первое и главное требование - это грамотные высококвалифицированные кадры. Вот над этим в образовании надо работать.