Архимед МУХАМБЕТОВ прокомментировал уроки «большого акиматовского дела»

Галина ПЕТРЕНКО

14 апреля 2016, 12:34 |  Общество

14 апреля в областном пресс-клубе состоялся брифинг главы региона. Тема — реализация на практике Плана нации «100 конкретных шагов» и пяти основных институциональных реформ, инициированных главой государства.

Неотъемлемой частью этой реализации, безусловно, должны быть профессионализм и честность государственных чиновников. В связи с чем корреспондент «НГ» задал акиму области вопрос:

- В ходе скандального процесса, который освещали СМИ, вся область узнала, какие незаконные схемы практиковало в своей работе руководство Костаная. Вопрос к вам, как главе региона: в госуправлении есть понятие властной вертикали - вы сегодня способны удержать своих подчиненных от повторения подобных схем?

- Что в моих силах, все сделаю. В стране ужесточены требования к госслужащим. Работает межведомственная комиссия по противодействию коррупции, госзакупки проводятся прозрачно, открыто. Всем операторам бюджетных программ по этому поводу доведены мои поручения... Я все еще знакомлюсь с областью и говорю открыто, что кадры всех госслужащих на 200% знать не могу. Но изучаю. В отношении кого появятся подозрения - будем избавляться. Мой подход, например, такой: если человек работает на одном месте 5 лет и более - его надо перемещать. Незаменимых нет. Ну, может, будет иметь значение то, что коррупциогенность сферы, где он работает, небольшая... Сегодня кадровая ситуация в Костанайской области стабилизирована. Естественно, все делалось и будет делаться по согласованию с Администрацией президента.

На брифинге прозвучал еще один вопрос, связанный с «акиматовским делом» - о судьбе костанайского фонда «Наш город». Будет ли и дальше существовать структура, о которой подсудимые предприниматели говорили, что именно туда шли 10-процентные «откаты» с сумм, доставшихся им в ходе тендеров. Кроме того, по данным «НГ», туда же сливались частично и средства, которые фигурировали в меморандумах, подписанных с акиматами.

- На вопрос ответить сложно. Что касается 10%, о которых говорят, то это же надо доказать, что «откаты»... Фонд, если не ошибаюсь, существовал около 10 лет. Сначала в нем было 12 учредителей, потом осталось 6. Они создали частную структуру, с акиматом сотрудничали. Через СМИ, правоохранительные органы у меня есть информация по этому фонду. Насколько она точная, пока не могу сказать. Но деньги там не государственные. Были бы бюджетные, мы бы взяли процедуру возврата их в бюджет на контроль. А сейчас там деньги частные, и, по моей информации, предприниматели отказываются писать жалобы на тех лиц, которые получали из фонда финансы. Но новые средства по меморандумам, которые уже мы подписали с крупными компаниями на 2016 год, могу гарантировать - туда не попадают... Они поступают в бюджет  например, на ремонт Центрального стадиона - и мы будем контролировать работы. Никаких «откатов» в пользу фонда. Что с ним будет - время покажет. По моим данным, в отношении него завершаются следственные мероприятия. Будет ли дело потом разбираться в суде или им займутся налоговые органы, какие-то другие, не могу сейчас ответить.

На брифинге Архимед Мухамбетов ответил также на вопросы, которые касались экономической ситуации в Костанайской области, подробно остановился на стратегии привлечения инвестиций, на том, какие предприятия в этом году будут открыты.

В конце встречи ему задали неформальные вопросы об увлечениях, отношении к футболу. Аким ответил, что любит шахматы, поэтому стал почетным президентом федерации шахмат в области, а что касается футбола, то поддерживать будет, особенно детский футбол.

Рассказал, что недавно встречался с боксером Иваном Дычко, который завоевал лицензию на участие в предстоящей Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. И только за то, что он умудрился сделать это, тренируясь в Рудном в удручающих условиях, по словам акима, Ивану уже сейчас стоит поставить памятник.

Мухамбетов сказал, что в перспективе надо думать о строительстве в Рудном современного зала бокса. А пока им дано поручение привести в приемлемое состояние существующую тренировочную базу.