Евгений ШИБАРШИН: Правда рынка

«Искусственное поддержание валютного курса тенге было оправдано»
1 февраля 2016, 10:45 |  Мнения

29 января президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ в экономической части своего выступления на съезде «Нур Отана» затронул и тему обвального обесценивания тенге. Правда, ничего нового к ранее сказанному финансовыми чиновниками не прозвучало, однако некоторые аргументы кажутся странными. Настолько, что начинаешь сомневаться: до конца ли руководство Казахстана понимает причины провала экономики страны в кризисную яму?

- Снижающаяся динамика курса тенге – это объективный процесс, связанный с мировой экономической конъюнктурой, - заявил Назарбаев. - Давайте задумаемся, что было бы теперь, если бы мы принципиально не пошли на отказ от бесконечного поддержания курса тенге за счет средств Национального фонда. Это означало бы, что все - и государство, и граждане - оказались бы во много крат беднее. Наши общенациональные накопления были бы быстро «проедены». Рухнула бы финансовая система, закрылись бы производства, разорились бы мелкие предприятия и выросла бы безработица, был бы скачок инфляции.

Увы, но все сказанное – горькая правда. Вот только по поводу «закрытия производства», «разорения мелких предприятий», «роста безработицы» и «скачка инфляции» можно возразить: все это уже наступило теперь.

- Теоретически можно принять решение, чтобы 1 тенге был равен 1 доллару, продолжил президент. - Когда-то так и было. Старшие поколения помнят времена, когда в бывшем СССР 1 рубль официально стоил всего 45 центов. Но это было в тотальной и наглухо закрытой от мира стране. Вспомните, сколько тогда было частных предпринимателей? Ноль. Понятие частной собственности было вне закона. Производители не имели права выходить на внешние рынки. Весь импорт - в специальных магазинах, а полки - пустые. Сколько людей было осуждено за спекуляции товарами? Десятки тысяч. Но было всеобщее равенство в бедности. Мы много лет назад отказались от этого, и возврата к такому не будет. Правда рыночной науки состоит в том, что чем больше мы регулируем курс национальной валюты, тем больше барьеров создаем для предпринимателей и бизнеса.

И опять все правильно. С одной существенной поправкой. Становление отечественного бизнеса оказалось невозможным без открытия границ для экспорта своих природных богатств и получения от него средств на импорт новой техники, которую мы сами не выпускали, и потребительских товаров, которыми заполнили прилавки магазинов. Но для молодого казахстанского бизнеса, только выходящего на мировой рынок, для налаживания нормального товарообмена была очень важна ценностная устойчивость отечественной валюты. В этих условиях искусственное поддержание валютного курса тенге, на мой взгляд, было вполне оправдано.

Другое дело - за 20 лет Казахстан, войдя в мировую экономику, так и не смог создать собственное конкурентоспособное производство. Но причина - не в искусственном регулировании курса национальной валюты. Тут сравнение с СССР не корректно. Исторически Казахстан оказался в ситуации, когда на мировом рынке он интересен лишь в качестве поставщика дешевых природных ресурсов и места сбыта ширпотреба. Это и есть правда рыночной науки.