Николай ВОРОНИН: Здоровье не купишь

«Вот так о нас заботятся - только на словах и с помощью бессмысленных меморандумов»
6 октября 2015, 10:48 |  Мнения

Известная фраза «здоровье не купишь» в современном Казахстане становится все более актуальной. Действительно не купишь - слишком дорого.

После обвала тенге нас пытаются успокоить обещаниями, что стоимость лекарств не повысится, так как действует меморандум. Да, 30 марта 2015 года был подписан меморандум по сдерживанию цен на 200 наименований лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Подписали его министр здравоохранения и социального развития Тамара Дусейнова и руководители фармацевтических ассоциаций Казахстана. А их много.

Это Ассоциация поддержки и развития фармацевтической деятельности РК, Ассоциация «ФармМедИндустрия Казахстана», Ассоциация международных фармацевтических производителей в РК. Ассоциация дистрибьютеров фармацевтической продукции РК. И наверняка у каждой этой структуры есть свой президент, замы. Штат, офисы, оргтехника и так далее. А это немалые деньги, и лежат они в цене лекарств. Кроме того, сеть частных аптек тоже имеет приличную маржу.

Создается ощущение, что наша фармацевтика превратилась в коммерческую структуру и заботится о финансовой стороне дела, а не о здоровье населения. А людям деваться некуда. Говорят же: посмотрев на цены на лекарства, подумал, что лучше сдохнуть. Но когда узнал расценки на захоронение, вернулся в аптеку.

Теперь вернемся к меморандуму. Во-первых, юридически меморандум не есть обязательный документ, это лишь протокол намерений, практическое исполнение которых, как правило, ниже заявленных цифр. Так что никакой ответственности за неисполнение меморандума стороны не несут, в отличие от неисполнения закона или договора.

Во-вторых. Внимательно изучив приложение к этому меморандуму, в котором указываются наименования лекарств и предельно допустимые розничные цены, приходишь к выводу: нас в очередной раз нагло дурят. Дело в том, что изначально возможная цена, заложенная в меморандуме, на деле намного превышает реальную. Таким образом, у фармацевтов есть простор для маневра с ценами.

В республиканских СМИ приводился пример по препарату «Кетотифен», который в Алматы стоил 450 тенге, но за несколько дней до обвала тенге подорожал до 750 тенге. А теперь внимание: в меморандуме предельная цена на «Кетотифен» - 875 тенге.

Вот так власти о нас заботятся - только на словах и с помощью бессмысленных меморандумов.

Сейчас в народ запустили очередную дурилку. Якобы в связи с достигнутой договоренностью с 1 января 2016 года лекарственные препараты будут свободно обращаться в рамках ЕАЭС и, соответственно, станут дешевле. Но кто слышал о фармацевтической промышленности Киргизии и Армении? Да, в России и Беларуси она есть, но находится не на высочайшем уровне. И чего нам ждать?