ИВАНОВ: Монетизированный формализм

Из-за коррумпированной и семейно-клановой структуры общества, повязка с глаз богини правосудия в нужный момент сползает на ногу и взломать эту систему не по силам даже ледоколу "Ленин".
5 июля 2015, 05:48 |  Мнения

Если бы «НГ» не занимала нишу областного еженедельника, стоило бы открыть газету с названием, более подходящим к нашим реалиям, например - ”Формалите сосьедад”. 

Ведь куда ни глянь, все стороны нашего многострадального сосьедада (общества) насквозь пропитаны формализмом, часто в ущерб существу дела.

По мере того как Главный Буржуин транклюкировал вареньезацией и печеньезацией еще не созревшие ростки коммунистической морали, в обществе началась стремительная монетизация отношений и сознания. Неудачники, не сумевшие обратить нравственные порывы души в звонкую монету, вызывали у социума презрительные усмешки и покровительственную жалость, ведь акции альтруизма на капиталистической бирже никогда не имели высоких котировок. Стенающее бескорыстие требовало конвертированного равновесия с наступающей по всем фронтам банкнотизацией. Наступило равновесие бессердечного чистогана, как писал Маркс.

Не обошел формализм стороной и костанайские степи, расцвел, как цветы в горшках на улицах после очередной замены. Удивляются прохожие: "Ах, какие чудесные цветы, растут у самой дороги, а выглядят лучше садовых!" А эти цветы, поставленные под палящее солнце и выхлопные газы, умирают, потому что кто-то когда-то записал в очередной план аврального освоения денежных средств графу "цветы в горшках". Мог бы написать "булки на деревьях" и  даже в условиях кризиса их старательно развешивали бы на ветвях, потому что написание нового плана кроме умственных затрат означает новую ответственность и действия, которые могут вывести из строя хорошо смазанный и отлаженный бюрократический формализм.

Ни для кого не секрет, что показной, т.е. бросающийся в глаза результат, чаще всего быстрее достижим и смотрится гораздо эффектнее качественного, но плохо видимого. Поэтому, в условиях формализации многие специалисты – профессионалы часто не могут, да и не хотят постигать премудрости бюрократических игр и искусство навешивания лапши на уши, а формализаторы, в свою очередь, не способны вникать в суть профессиональных проблем и искать пути их решения. В первом случае происходит ротация кадров или текучка, во втором – формализм и показуха со всеми вытекающими.

Но раз уж формальный подход к проблемам идет вразрез с целесообразностью и здравым смыслом, то они хотя бы должны как-то балансировать между собой. В западных странах этот механизм существует. Многочисленные юристы - лоеры роют землю в поисках баланса на весах Фемиды. Но наш правовой маховик только набирает обороты и поэтому формализм пока односторонен и очень часто порождает недостатки, несуразности и курьезы. К тому же, из-за коррумпированной и семейно-клановой структуры общества, повязка с глаз богини правосудия в нужный момент сползает на ногу и взломать эту систему не по силам даже ледоколу "Ленин".

“Все у нас будто бы есть, – а в сущности нет ничего или очень мало. Все у нас существует будто бы; ничто не кажется серьезным, настоящим, а имеет вид чего-то временного, поддельного, показного…” И.С. Аксаков, специально для "Формалите сосьедад" из далекого 1863 года.