Тимур ГАФУРОВ: Формальный подход

«Госрегулирование превращает любой сегмент рынка в коррупциогенную сферу»
28 мая 2015, 07:06 |  Мнения

Меры по спасению легкой, или, как говорили в хорошем советском фильме, лёгенькой промышленности обсуждали 25 мая на правительственном часе в мажилисе. Представитель отрасли пообещала за 10 лет одеть всех казахстанцев во всё отечественное. Она даже начала рассказывать об опыте Турции, где правительство простимулировало местные бренды так, что они выплеснулись на продажу за пределы страны. Но это направление обсуждения быстро свернули.

- А дальше - это уже техника и исполнение - то, что должно делать правительство. - резюмировала вице-спикер мажилиса Дарига НАЗАРБАЕВА. - Мы, Парламент, в части регулирования законов, в этой части все, что от нас зависит, мы постараемся сделать. 

И сделали. Меру поддержки озвучил председатель комитета по экономической реформе и региональному развитию Сеитсултан АИМБЕТОВ.

- Возникает вопрос: что же мы покупаем для наших детей? - возмутился депутат. И сам же ответил: - За немалую цену нам, в основном, предлагают товар низкого качества, без сертификатов безопасности, сертификатов происхождения. И что самое страшное, для школьной формы часто используют синтетические ткани, которые наносят вред здоровью наших детей.

Выход, впрочем, нашли не в усилении контроля над качеством импорта, а в увеличении казахстанского содержания - предложили правительству рассмотреть вопрос введения единой школьной формы и обязать предприятия изготавливать ее исключительно внутри страны. Тем более, что игра стоит свеч. Аимбетов привел расчеты: при численности учащихся около 2 млн человек и примерной стоимости школьной формы в 15 000 тенге объем продаж оценивается в около 30 млрд тенге ежегодно. И вроде бы всем хорошо - швейные фабрики обеспечат работой, а чиновники от образования наконец-то увидят всех подопечных в инкубаторском варианте. Но на деле, в случае реализации этого плана, государство, которое и так является крупнейшим работодателем в стране, заполнит собой еще одну нишу. 

Что из этого следует? Конечно же, следует шить - как пели в еще одном хорошем советском фильме. Не сарафаны и легкие платья из ситца, а школьную форму по утвержденным стандартам и в заданном объеме. Только опыт показывает, что в Казахстане госрегулирование очень быстро превращает любой сегмент рынка в коррупциогенную сферу, в которой откаты будут парадоксальным образом совмещаться с принципом закупки по наименьшей цене. И тот факт, что платить за все это на этот раз налогоплательщики будут напрямую, а не через бюджет, смущать не должен. В любом случае взятки и демпинг приведут только к одному решению - экономии на качестве. За что боролись - на то и напоролись. 

Намерение отдать жирный кусок ценой в 30 млрд тенге исключительно своим фабрикам тоже смущать не должно. На том же правчасе Дарига Назарбаева попросила прокомментировать слухи о том, что почти всю спецформу, на которую выделяют деньги из госказны, шьет не подрядчик в Казахстане, а субподрядчик в Китае. И министр по инвестициям и развитию Асет ИСЕКЕШЕВ признал - такие факты есть.

- Это мы сейчас обсуждали в правительстве, планируем внести изменения в наше законодательство, для того, чтобы обеспечить недопущения фальсификации, - заверил он.

Так что совместными усилиями министров и депутатов мы школьников во что-нибудь оденем. Добившись тем самым желаемого единообразия - если не в содержании, то в форме уж наверняка.