Чемпион РК по автокроссу Руслан КУЛАЕВ - о развитии этого спорта и о новом сезоне

Руслан Кулаев: «В автокросс меня привлек старший брат» / Фото из личного архива

Ольга ГОРАЙ

22 мая 2015, 08:25 |  Спорт

Костанаец Руслан КУЛАЕВ в 2012 году стал чемпионом РК, а в 2014-м повторил успех и получил звание мастера спорта РК. Он старается участвовать и в чемпионатах России, но самостоятельно финансировать столь дорогостоящий спорт с каждым годом все труднее.

- Руслан, автоспорт в Костанае слабо развит, у нас нет ни федерации, ни клубов. Как получилось, что вы стали заниматься этим видом спорта?

- Автокроссом начинал заниматься мой старший брат, который меня и привлек в 1997 году. Но он в этом виде не задержался и отдал мне свой автомобиль. Я начал самостоятельно тренироваться, стало получаться. Сразу выступал в самом мощном дивизионе - кузовном «Д-2-1600». Участвовал в соревнованиях, но особых результатов не было. В 2012 году я познакомился с российским спортсменом, мастером спорта Александром Зубаревым. Наше с ним знакомство стало толчком к моим результатам. Теперь я точно знаю, что до знакомства с ним ездить не умел. Мы тренировались так, что за одну тренировку сожгли пару покрышек. И в 2012 году я впервые стал чемпионом РК. 

В 2013 году поехал попробовать свои силы в России. Чемпионат Уральского округа состоял из 11 этапов. Я принял участие в семи этапах и по сумме очков занял 4-е место. В моем дивизионе за весь сезон выступали около 40 гонщиков. Моей целью было приобрести опыт, поучиться. Но в итоге получился хороший результат. В прошлом году я принял участие в чемпионате РК, он состоял из четырех этапов, которые проходили в Павлодаре, Петропавловске, Кокшетау и Астане. Я участвовал только в последних трех, но по сумме очков занял первое место. 

Кулаев дважды становился чемпионом РК и занимал 4-е место в чемпионате Уральского округа РФ

- Сейчас самое время участвовать в чемпионатах Казахстана и России. Готовитесь в этом году выехать на трассу?

- В России уже прошел первый этап в Екатеринбурге. Там с ноября прошлого года уже был готов календарь, каждый участник мог спланировать, в каких этапах примет участие, и заранее подготовить автомобиль. На первый этап я ездил только в качестве зрителя. Встретился с друзьями, посмотрел на потенциальных соперников. Я бы хотел принять участие в этапах чемпионата России, но все упирается в деньги. Дорого обходится поездка и обслуживание автомобиля. Если будет возможность, обязательно поучаствую. Да и в Казахстане становится все труднее участвовать в чемпионатах: до сих пор не готов календарь соревнований, а спортсменов никто не поддерживает. Республиканская федерация есть, но она даже не берет на себя проведение всех этапов. А в Костанае и вовсе нет федерации, и нет ни одного спонсора, который был бы заинтересован автоспортом. 

- Автоспорт - очень затратный вид. Сколько приходится вкладывать в него?

- Свой первый автомобиль я собирал самостоятельно. Сборка обошлась мне в $10 000. Он прослужил с 2007 по 2012 год. Но первый автомобиль подходил только для участия в казахстанских чемпионатах. А так как я хотел попробовать свои силы и в России, пришлось поменять машину. Новую приобрел за 700 000 рублей. Поломки у автомобиля происходят практически после каждой гонки. На подготовку к новой гонке требуется минимум $300. А часто бывают серьезные поломки. Например, у меня в конце прошлого сезона, на последнем этапе, сломалась коробка, новая стоит 125 000 рублей. 

А еще нужна специальная экипировка. Комбинезон стоит 25-30 тыс. рублей, ботинки - от 10 000 рублей. На экипировке и подготовке автомобиля нельзя экономить, а безопасность дорого стоит. В среднем для участия в одном этапе чемпионата России требуется 30-40 тыс. рублей.

- Какую скорость на трассе можно развить?

- Самая большая скорость на трассе в России, о которой я слышал, - 146 км/час. В Казахстане машины разгоняют до 80-90 км/час. Но все зависит от рельефа. В России более равнинные трассы с крутыми поворотами, в Казахстане - трассы с приличными перепадами. Кураж ловишь на любой трассе. И всегда интересно открывать для себя новые трассы.

- В Костанае вы пытались найти спонсора или самостоятельно организовать клуб, федерацию?

- Один раз в 2001 году нам удалось провести соревнования на трассе мотокроссеров. Пригласили россиян - и неожиданно для нас они приехали. Много зрителей собралось, потому что автокросс - зрелищный вид спорта. Я занимался организацией, но одновременно участвовать и отвечать за организационные вопросы очень сложно. Необходимо, чтобы организацию брала на себя какая-то фирма, клуб.

В Костанае нет главного - трассы. Я пытался обустроить трассу. За «Астыкжаном» есть площадка свободная, там грунт, можно было бы найти технику и сделать трассу.  Но когда столкнулся с оформлением документов на землю, оказалось, что нужны очень большие средства. И я бросил эту затею. А спонсоров, готовых вкладывать в развитие автоспорта, нет. Но желающих стать автокроссерами нашлось бы много. Посмотрите, сколько молодежи выезжают на площадки за городом и гоняют там. Или, что еще хуже, гоняют по городу. А если бы в Костанае была трасса, молодежь могла бы приехать, взять машину в прокат и погонять на трассе, выплеснуть адреналин. 

- А в России кто поддерживает автоспорт и организует соревнования?

- В России есть федерации автоспорта и очень много спонсоров. Бывало такое, что перед соревнованиями в течение получаса ведущие только перечисляли спонсоров. Например, в Тюменской области, в с. Упорово, фермер построил трассу, которая соответствует не только российским, но и европейским стандартам. И теперь в его селе проходят чемпионаты России и даже Европы. Очень красивое место. Соревнования обычно там проходят по два дня. Все команды приезжают с группами поддержки, семьями, ставят палатки. Фермер принимает всех, главное его условие - чтобы были чистота и порядок. Вот на таких людях и держится автоспорт. И в Костанае для развития автоспорта важно найти заинтересованных людей, спонсоров. Только тогда этот вид спорта получит толчок. 

Фото из личного архива Руслана КУЛАЕВА