Евгений ШИБАРШИН: Госмеханизм неповоротлив

«Денег на развитие в стране немерено. Их нужно рассовать по частным карманам»
20 мая 2015, 07:11 |  Мнения

Счетный комитет представил мажилису заключение по отчету правительства РК об исполнении республиканского бюджета 2014 года. Широкую публику обычно цепляют лишь несколько цифр, характеризующих работу чиновников: объем неиспользованных денег и средства, которые израсходованы неэффективно.

Для 2014 года эти показатели особенно актуальны. Из-за неблагоприятных внешних экономических факторов бюджет несколько раз пришлось секвестрировать, что привело к приостановке некоторых программ. В таких условиях особенно любопытно, как расходовались оставшиеся деньги. 

Оказалось, что центральные госорганы не освоили 25,6 млрд тенге, региональные – 13,5 млрд. Не лучше дела обстоят и с эффективностью использования бюджетных средств. Счетный комитет пришел к выводу, что 162,9 млрд тенге расходованы неэффективно. Эти показатели несколько меньшие, чем в 2013 году, но все равно оптимизма не вызывают. Помимо этого, субъектам квазигосударственного сектора для покупки финансовых активов из бюджета выделили 480 млрд тенге (в 3,7 раза больше, чем в 2013 году), но к концу года 344,5 млрд тенге так и остались на их счетах.

Член Счетного комитета Жансеит САРСЕНКУЛОВ назвал несколько причин сложившейся ситуации, и все они отражают неповоротливость государственного механизма и несовершенство бюджетного законодательства. То деньги не перечислены вовремя администраторами программ, то несвоевременно провели конкурсные процедуры, то проектно-сметная документация требует переделки. 

- При реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы из 770 проектов, введенных в эксплуатацию, с полной проектной мощностью функционируют менее половины (42%), или 322 проекта, - добавил Сарсенкулов. - Кроме того, простаивают 14 предприятий.

Он привел в пример хлопкоперерабатывающий завод, построенный в 2006 году в Южно-Казахстанской области. Его стоимость - 1,5 млрд тенге. Новое предприятие загружено наполовину своей производственной мощности из-за того, что «не учтены тенденция сокращения посевных площадей хлопчатника и снижение конкурентной среды». Вспомнил член Счетного комитета и Костанайскую бройлерную птицефабрику стоимостью 3,2 млрд тенге, которая не функционирует «в связи с отсутствием оборотных средств и квалифицированных кадров».

Подобные факты назывались и раньше, проблема в том, что в лучшую сторону мало что меняется. Более того, сейчас Счетный комитет уже выявил случаи, когда в Карту индустриализации «включены отдельные проекты, имеющие низкую либо нулевую добавленную стоимость». 

Складывается впечатление, что, несмотря на кризисные явления, денег на развитие у государства немерено, и кому-то хочется быстрее рассовать их по частным карманам. Причем, от этой сделки не обязательно получать прямой откат. В стране, где состояние экономики напрямую зависит от чиновников, некоторые представители этого класса от втирания очков вышестоящему начальству имеют гораздо больше, чем от расчета за их услуги «борзыми щенками».