Николай ВОРОНИН: "Реформы, реформы, реформы..."

«И так - до очередного послания, где повторяются те же проблемы, что и в прошлом»
21 марта 2015, 08:54 |  Мнения

Прошло всего 4 месяца после Послания президента РК «Нурлы жол». И вот Нурсултан Назарбаев опять предложил программу - на этот раз из пяти институциональных реформ. Практически все, что рекомендует президент, мы не раз встречали в Посланиях, стратегиях и программах. Вопрос в том, как это будет реализовано на практике. 

На бумаге у нас все красиво, но обычно аппарат занимается не реализацией этих программ, а больше пропагандированием в виде семинаров, конгрессов, форумов, билбордов, роликов и т. д. Получается, что запал уходит в агитационную работу. И так до очередного послания, где повторяются те же проблемы, что и в прошлом, в силу их нерешенности. Беда еще и в том, что чиновники нацеливаются просто освоить (зачастую не забывая про свой карман) деньги, выделенные на ту или иную программу. За конечный результат никто не отвечает. 

Одна из пяти предложенных реформ предполагает обеспечение верховенства закона. Для этого поставлены опять же пять задач. Все эти задачи сводятся практически к одному: «необходимо повысить», «надо выработать», «следует ужесточить», «следует обеспечить». Одно из «следует обеспечить» не понятно - в нем речь идет о повышении боеготовности армии. Причем тут верховенство закона? Вообще-то следить за соблюдением законности должен высший надзорный орган - прокуратура. У нас же она теперь обязана реагировать на слухи и грозить за это уголовным преследованием. Теперь что же, армия будет обеспечивать законность в стране? Для этого надо повышать ее боеготовность? 

А вот задачи, касающиеся правоохранительных органов, заслуживают одобрения. Предлагается повысить статус и ответственность полицейского, обеспечить прозрачность работы правоохранительных органов и внедрить новую систему профессионального и психологического отбора в полицию. Согласно результатам исследования ООН, в мире в среднем на 100 000 человек приходится порядка 300 полицейских. В Казахстане этот показатель вдвое выше - аж 608. Понятно, что количество полицейских предполагает и соответствующие бюджетные затраты. Ради справедливости надо признать, что не все граждане законопослушны, но, тем не менее, следует задуматься о смысле существования такого количества правоохранителей (полиция. КНБ, преобразованный финпол). 

Граждане никогда не прощают отсутствия в стране общественного порядка, наличия угрозы их жизни и собственности. И реальная жизнь подтверждает это: как бы мы не относились к полиции, в форс-мажорных обстоятельствах всегда набираем 102. И все же столь впечатляющая численность полицейского корпуса, помноженная на довольно низкую отдачу от его работы, вызывает озабоченность. Видимо, недостаток качества пытаются компенсировать количеством. Это дает обратный эффект - полицейские становятся все более ленивыми и подверженными порокам. 

Посмотрим, изменит ли что президентская реформа. Опять же само название «институциональная реформа» подразумевает, что длиться она будет не один год. Правда, к этому мы уже привыкли. Все стратегии и программы у нас долгоиграющие и практически безрезультатные.