Нурсултан Назарбаев выдвинул пять институциональных новых реформ

Айнур Коскина, "Радиоточка"

11 марта 2015, 15:12 |  Государство
Выступая на XVI съезде партии «НурОтан», Нурсултан Назарбаев представил пять институциональных новых реформ, передает "Радиоточка".
 
 
«Человек должен идти на выборы, если у тебя есть набор программ и цели, за счет которых ты хочешь улучшить жизнь народа. Если нет такой цели и задачи, нечего туда ходить. Иначе получается по другому. Сейчас я выдвигаю пять институциональных новых реформ», - сказал он. 
 
Первое – это формирование современного профессионального автономного аппарата. 
 
«Отвечающий качественной реализацией экономических программ, предоставления госуслуг. Мы это начали, как вы помните, в прошлом году. Есть корпус «А», корпус «Б». начали по конкурсу принимать людей на работу. Сегодня нельзя не видеть, что административная госслужба зависит от политического уровня. Это политизирует принятие решений. Даже в тех случаях, когда нужно просто профессиональное управление без всякой политики», - отметил президент. 
 
Он высказался против командных перемещений. 
 
«У определенного покровителя формируется команды. Мы это с вами хорошо знаем. Это мы приобрели еще с Советского Союза и до сих пор не можем выйти из этого. Такое создает условие для коррупции, порождает кумовство, снижает кадровый потенциал. Если сменяется один министр, за ними идет целая группа. Кто-то родственник, кто-то сват. Вот из этого вытекает и порождается вся коррупция. Так не должно быть», - отметил глава государства.
 
По словам Нурсултана Назарбаева, «государственная служба остается малопривлекательным сектором, из-за низкой оплаты труда».
 
«Зачастую у государственных служащих нет четких карьерных перспектив, а продвижение по службе зависит от покровителя. Я знаю, что важные государственные проекты, проекты, которые я предлагаю, страдают от некомпетентности отдельных чиновников различного уровня. Выборы, перемены министров или акимов и других руководителей не должны влиять на работу административной государственной службы. Такой порядок существует 100 лет в Германском государстве. С этого начался порядок в Великобритании, во Франции. Могут изменяться руководители, которые через выборы проходят, государственный аппарат – хранитель истории дела, которое ведется, у которого есть все, что было и что будет, он должен управлять и от этого страна не страдает»,- сказал он.
 
Второе – это обеспечение верховенства закона. 
 
«Независимый суд, который гарантирует права собственности, создающий условия для предпринимательской деятельности, охраны договорных обязательств, которые станут основой для экономического роста. Сегодня самые слабые звенья судебной системы – отбор судей, неэффективность квалификационных требований к судьям, что приводит к коррупционным явлениям. 
 
Мы продвинулись во многих вещах, а вот в этом никак не продвинемся. Судьи не должны быть наглухо закрыты и недоступны критике. Открытость и критика – это лекарство от коррупции. Непрозрачная для общества работа органов внутренних дел. Полиция должна работать так, чтобы повысить доверие общества к себе. Сегодня граждане слабо верят, что офицер дорожной полиции может оштрафовать акима или министра, я не говорю о Касымове, министре МВД. Там вообще наверное отбегать будут от него, хотя бы за нарушение правил дорожного движения. Недавний пример с госсекретарем США, который был оштрафован за то, что не убрал снег перед своим домом. И его пресс-секретарь поторопился сказать, что он заплатит», - подчеркнул он.
 
Глава государства также отметил необходимость «повысить статус полицейского и его ответственность перед гражданами».
 
«Надо выработать пакет мер по обеспечению прозрачности правоохранительных органов, развитию информационных технологий, оснащению патрульной службы видеорегистраторами. Внедрить новые системы профессионального психологического отбора, обеспечить регулярное подтверждение квалификации», - сказал президент.
 
Третье - это индустриализация, экономический рост, основанный на диверсификации. 
 
«Профессиональная госслужба и верховенство закона создают условия для ускоренного формирования среднего класса – основы устойчивости любого государства в рыночных условиях. Для выхода на качественный рост и диверсификацию экономики мы реализуем программу индустриализации. Она является своевременной, исключительно необходимой мерой. Индустриализация – это не только инструмент экономики, чтобы создать альтернативную экономику от нашего сырья и постараться в будущем создать вторую экономику, которая не зависит от какой конъюнктуры сегодня. Нефть была вчера $100, завтра $40 и мы сидим без денег. Потому что у нас никогда не было индустриализации, у нас не было другой экономики, для СССР мы были сырьевым придатком, с которого вывозили сырье. Так вот я хочу и мы хотим, чтобы оно перерабатывалась здесь, давало добавочную стоимость. Чтобы мы больше зарабатывали денег за счет этого богатства», - ответил Нурсултан Назарбаев. 
 
Глава государства подчеркнул, что индустриализация не только инструмент экономики, но и важный фактор развития государства и формирования среднего государства.
 
«Однако, хоть мы первую пятилетку, так сказать, доложили, индустриализация и обрабатывающий сектор пока не стал настоящим драйвером экономического роста. Может быть это первые пробы, спотыкались о что-то, делали не то, притащили не то предприятие, но то, что мы объявили на вторую пятилетку, оно должно исправить и правительству надо разобраться. Индустриализация не ради индустриализации, а ради того, чтобы производить конкурентную продукцию, ради того, чтобы поднять продукцию Казахстана. «Сделано в Казахстане», «Made in Kazakhstan» - вот что, нам надо. Но это все не означает, что наши базовые отрасли, нефтегазовый комплекс, горно-металлургическая отрасль, химические удобрения – это остается главным, главной заботой государства, мы будем ее развивать и это наша перспектива. Как раз по переработке этого сырья можно создать настоящую индустриализацию», - сказал президент.
 
По словам Нурсултана Назарбаева, имеются перекосы в системе оценки государственной поддержки сельского хозяйства.
 
«Аграрному сектору из бюджета выделяются колоссальные средства на субсидии производства продукции отраслей низкой добавленной стоимости. Долги их растут, Правительство ничего не может придумать. Миллион компании в Америке подвергаются банкротству и миллион возникает новых. Приходят новые хозяева. Нам этого не надо бояться. Почему деньги должны уходить в песок. Я хорошо понимаю, что АПК надо помогать, во всем мире помогают. Сельские производители почти не платят налогов, мы это позволяем им, чтобы они встали на ноги. Но сколько же они будут вставать на ноги? Сегодня поэтому важно развивать сектор переработки сельхозсырья на основе новой комплексной программы. Переработка сельхозсырья, куда надо направлять большее количество денег, становится важным вопросом. В этом плане необходимо приступить к реализации порядка 10 крупных проектов с участием транснациональных компании перерабатывающих отраслей. Недавно ко мне обратился крупный бизнесмен, который готов в разных областях Казахстана поставить огромные современные мясоперерабатывающие заводы, которые перерабатывают все – до рогов и костей, шкуры и шерсти», - привел пример президент.
 
Четвертое. Мы казахстанцы – мы нация единого будущего. 
 
«Этим все сказано. Никаких разделительных черт между этносами не должно быть, когда мы - казахстанцы. Мы добились значительных успехов в развитии собственной модели стабильности и согласия в стране. Конституция Казахстана гарантирует равенство прав всех граждан, вне зависимости от расовой, этнической, религиозной, социальной принадлежности. Те органы, которые должны следить за точностью закона, должны обеспечить это требование Конституции, а не просто говорить о том, что там написано. Вместе с тем, необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться, прежде всего, на принципе гражданства. Все граждане Казахстана должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности, иметь доступ к равным возможностям. Если государственная служба будет идти по меритократии - честно, через конкурс, то всем национальностям, этносам есть «лифт», чтобы там работать, а не просто подбирать «кого я хочу». Консолидирующей ценностью для всех должен стать «Мәңгілік ел» - наша вечная страна, общая. Что такое консолидирующие ценности? Это гражданское равенство, трудолюбие, честность. Культ учености и образования, которые мы должны повседневно внушать нашим детям, светская страна – страна толерантности – вот наши ценности», - подчеркнул глава государства.
 
Пятое. Демократия и стабильное государство.
 
«Сегодня видим воочию во многих государствах, дальних и ближних, череда последних гражданских войн, кровавых конфликтов показала, что непродуманная форсированная демократизация не гарантирует стабильность государства и не обеспечивает успешную экономическую  модернизацию. На моих глазах, 91 год, развалился Советский союз, всеобщая гласность, все трибуны говорили, все плохое говорили, всю грязь выбросили на тротуары, а убирать было некому. И получилось в той же России антипатия к слову демократия, она стала синонимом бедности, воровства и убийства. А ведь это не так, демократия – благородное дело, живут многие процветающие государства по этой системе. Поэтому нам надо быть осторожными, наш путь известен, мы идем вместе со всем мировым сообществом, но мы должны учитывать наши корни, азиатские особенности», - сказал Нурсултан Назарбаев. 
 
Президент отметил, что политическая и экономическая стабильность – залог процветания государства. 
 
«О последствиях бескультурных политических выборов можно судить по нынешнему положению многих стран. В последние годы граждане этих стран забыли, что такое работать, трудиться, митинги превратились в моду. Люди спешат на митинги как на работу каждый день, для этого провокаторы им платят, выборы превратились в фактор разъединяющий братьев, а не объединяет их. Уличное политиканство и жизнь от выборов до выборов – не путь мудрой страны, стремление к власти ради личных интересов не прибавит достоинства», - подчеркнул он.