В Костанае планируют собирать низкопольные автобусы городского типа

Ольга ЛИХОГРАЙ

4 марта 2015, 18:41 |  Общество

Об этом 4 марта заявило руководство завода ТОО "СарыаркаАвтоПром" на встрече, организованной в рамках акции «Покупай казахстанское!». Выгоды от следования этому лозунгу и пытались показать автомобилестроители.

Автобус «Ивеко» в Костанае планируют собирать с 2016 года

На завод пригласили представителей различных ведомств Астаны и Алматы, а также вице-министра национальной экономики РК Тимура ЖАКСЫЛЫКОВА. 

Сначала гостям и журналистам показали цеха - от покрасочного до линий по мелкоузловой и крупноузловой сборки. 

- Вот здесь мы собираем кузовы для автомобилей, - остановился в цехе крупноузловой сборки председатель правления АО «АгромашХолдинг» Алексей СИДОРЕНКО. - Темпы работы - 8 кузовов в час. Стараемся постоянно производить ротацию сотрудников в этом цехе. То есть постоянно делать одни и те же операции в течение длительного времени человеку физически сложно. Я был на заводе в Корее, там есть сотрудники, которые 10 лет подряд делают только 3 операции в день по сборке машин. Даже не представляю, о чем они думают дома после работы. Мы стараемся людей менять.

Вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков интересовался обучением специалистов завода

- Но все равно люди могут уехать, уволиться, заболеть. Как вы обучаете специалистов? - поинтересовался Жаксылыков.

- У нас на заводе около 300-400 человек занимаются сборкой, которые проходят специальное обучение, - отметил Сидоренко. - Кузницей кадров у нас является как раз цех по крупноузловой сборке, потому люди переходят в более сложные цеха, а новые работники проходят обучение. 

Доля казахстанского содержания в костанайских автомобилях составляет от 30% до 70%. Зарплата сборщиков - от 50 000 до 90 000 тенге в месяц. Демонстрируя автомобиль марки «Номад», Сидоренко отметил, что такой же в Корее стоит на $7 000 дороже. 

Показали реанимобиль «Iveco», в нем доля казахстанского содержания доходит до 78%, и пожарную машину, в которой цистерна объединена с пожарной лестницей. Такая «пожарка» впервые в РК была произведена в Костанае. Правда, ее цистерна рассчитана всего на 3 000 литров воды, а в кабину помещаются только 3 человека, в то время как боевой расчет составляет 6 человек. На заводе объяснили, что эти автомобили рассчитаны для тушения локальных пожаров, чтобы не гнать большие машины. Посетителям представили бензовозы с алюминиевыми цистернами, которые поделены на три отсека по 5 кубов каждый. В отсеки можно заливать бензин разных марок. 

Больше всего гостей интересовало производство автобусов городского типа марки «Iveco Citelis». На костанайском заводе их планируют собирать с 2016 года. Один такой автобус специально пригнали из Астаны, чтобы показать товар лицом. Автобусы собирают во Франции, где итальянская компания Iveco выкупила завод. 

- На 2016 год у нас уже заключен контракт на поставку 350 автобусов городского типа, собранных в Костанае, перевозчикам Астаны, - отметил Сидоренко. - Продавать их будем по госзаказу. Собираться они будут пока методом крупноузловой сборки, но в будущем перейдем на более сложное производство, чтобы увеличить долю казахстанского содержания.

Автобус рассчитан на 24 сидячих места и 67 стоячих. При перевозке людей с ограниченным возможностями число стоячих мест сократится до 63-х. Автобус низкопольный, при подъезде к остановке он еще и слегка наклоняется в сторону пассажиров, чтобы было удобнее заходить. 

- К производству автобусов мы готовились более двух лет, - рассказал председатель правления группы компаний Allur Auto Андрей ЛАВРЕНТЬЕВ. - Низкопольные автобусы - это последняя разработка компании Iveco. Для сборки одного автобуса необходимо более 14 000 кв. м площади на заводе. 

Рынок сбыта - пока только Астана. Столичные перевозчики сейчас закупают эти автобусы напрямую из Франции. На вопрос корреспондента «НГ», почему они будут считаться казахстанскими, если их просто соберут в Костанае, Алексей Сидоренко ответил:

- Вы можете потратить деньги на покупку этого автобуса во Франции и деньги уйдут туда. А можете купить автобус в Костанае - деньги пойдут на оплату труда местных рабочих, деньги останутся в Казахстане, вы поддержите местных производителей. Это и есть проявление патриотизма. К тому же собранные у нас автобусы могут быть дешевле, потому что оплата труда у нас ниже, чем во Франции.

Представители Астаны заявили, что приобретают автобусы такой марки по 350 000 евро. Причем чаще всего за бюджетные средства - по госзаказу. Частным костанайским перевозчикам такие покупки не по карману - они закупают автобусы стоимостью максимум 50 000 - 60 000 евро. Но, как отметили на заводе, новые «Iveco Cittlis» гораздо дешевле новых автобусов марок «MAN» и «Mercedes». 

На стоянке завода ТОО «СарыаркаАвтоПром» тысячи готовых машин

Андрей Лаврентьев: «К производству автобусов мы готовились более двух лет»

Пожарная машина, гибрид автолестницы и цистерны, рассчитана на перевозку 3 000 литров воды и трех человек

Продукцию завода показали представителям различных ведомств Астаны и Алматы

Линия по сборке китайских Gelly - 50 метров и машина на колесах

Доля казахстанского содержания в костанайских автомобилях - от 30% до 70%

Боковое стекло от "Ивеко" с наклейкой из соседней страны

Фото Николая СОЛОВЬЕВА