Юрий БОНДАРЕНКО: Французская трагедия и мы

«Любая развитая религия как топор: может и обтесывать человека, а может и убить наповал»
12 января 2015, 11:58 |  Мнения

Будет банальностью повторять, что трагедия во Франции всколыхнула весь мир. Но то, что она касается всех, это точно. Ведь речь идет не просто о столкновении абстрактных систем ценностей, а о праве на жизнь и безопасность людей. И у проблемы этой несколько граней.

Первая, узко специальная - деятельность силовых структур. Представитель спецслужб Израиля в пух и прах разнес организацию таковой у французов, подивившись тому, как легко террористы «убрали» уже в редакции второго полицейского: «Он что в носу ковырял вместо того, чтобы охранять?» Специалисту виднее, но всякий, кто не понаслышке знаком с охранной и караульной службой, знает, что в мирное время нападающий имеет преимущество даже перед подготовленным охранником, внимание которого не может постоянно быть на пределе. 

Поэтому гораздо значимее анализ атмосферы, в которой наиболее вероятно сгущение туч террора. И что же мы видим и слышим? Справедливые сетования израильтян и россиян на «двойные стандарты» и на то, что любые игры с возможными носителями террористических идей ни к чему хорошему не приводят. Это логично. А дальше? 

Мне лично представляется сомнительной двойственность именитых российских комментаторов: мол, теракты чудовищны, но нельзя же дразнить медведя и оскорблять религиозные чувства. Я ни в коей мере не за оскорбление религиозных чувств. Сам не стану рисовать подобные карикатуры и другим не советовал бы это делать в Казахстане. Но указывать на это французам - то же, как с либеральных позиций обрушиваться на Рамзана Кадырова за его высказывания. И у поигрывающих почтением к религиозным ценностям, и у либералов, при всем их внешнем различии, сходство в одном: в  претензии на обладание универсальными ценностями, которые, подобно долларам, везде в ходу. Но Чечня – не Франция, а Франция – не Россия или Казахстан. Во Франции традиции свободомыслия насчитывают столетиями, они неотделимы от отторжения всего, что прежде вело к религиозным войнам. И не нам их учить, что и как говорить или рисовать. Но учитывать провалы европейского «мультикультурализма» и возможное превращение Европы в пороховую бочку мы обязаны.

Ведь когда образование примитивизируется и человек отвыкает, а то и просто не научен критически мыслить, его легко убедить в том, что убийство может открыть дорогу к вечной жизни. То же можно сказать и о душе. Тот, кто не видит личных перспектив и путей самореализации, которые отнюдь не для всех сводимы к тому, что сегодня именуют «успехом», может попасться на любую удочку, в том числе и на вроде бы религиозную. А ведь хорошо известно, что любая развитая религия как топор: может и обтесывать человека, помогая очиститься от каких-то слабостей и пороков, а может и убить наповал. Все зависит от того, в чьих она руках и для чего используется. 

Потому-то в Казахстане принципиально важно педагогам, светским идеологам, деятелям культуры и искусства, представителям властей действовать вместе с образованными и авторитетными представителями конфессий и в данной ситуации - особенно с представителями ислама. А это очень сложная и кропотливая работа, которая не сводится ни к декларациям, ни к отдельным «мероприятиям».